Анализ потребительского поведения
Курсовая по предмету:
"Экономическая теория"
Название работы:
"Анализ потребительского поведения"
Автор работы: Валерий
Страниц: 27 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Предположим, что какая-то фирма разработала новый, усовершенствованный вид товара, качество которого превышает уже производимые ею изделия. Перед фирмой стоит вопрос, по какой цене продавать этот товар. Насколько выше может быть установлена цена на этот товар по сравнению с ценами похожих товаров? Какая цена окажется приемлемой для потребителей? Какое количество нового товара они приобретут? Для ответа на поставленные вопросы фирма должна провести анализ спроса на продукцию, изменения цен и доходов покупателей, определить, от каких факторов зависит потребительский выбор.
Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара. Полезность — понятие сугубо индивидуальное. То, что полезно для одного человека, может быть абсолютно бесполезно для другого. Однако даже если выбранный нами продукт полезен для потребителя, существуют обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении. Такими ограничителями являются цена и доход. Вместе с тем и сама полезность меняется с увеличением количества потребляемой продукции.
Изучение потребительского поведения является важным направлением в деятельности любого предприятия в условиях рыночной экономики и растущей конкуренции.
В связи с этим необходимо отметить актуальность выбранной темы курсовой работы.
Предметом исследования выступают система факторов потребительского поведения. Объектом исследования является потребительское поведение.
В процессе написания курсовой работы были использованы учебные и периодические литература и материалы по исследуемой теме.
Глава I. Потребительское поведение
1.1. Сущность потребительского поведения
Потребительское поведение — это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, т.е. собственных денежных доходов. Известно, что денежные доходы оказывают прямое и непосредственное влияние на спрос, а цены — на количество покупаемых товаров. Это влияние прослеживается через особенности потребительского поведения, которое учитывает предприниматель в ценовой политике. Предприниматель должен достаточно определенно знать, на сколько следует повысить цены на товары более высокого качества и каков предел этого повышения. Или наоборот, насколько следует снизить цену, не рискуя торговой выручкой, если спрос на данный товар сокращается. Ответы на эти и подобные им вопросы также связаны с изучением особенностей потребительского поведения.
Поведение покупателей, их выбор в мире товаров имеет сугубо индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своими вкусами, отношением к моде, дизайну товаров и иными субъективными предпочтениями. Здесь возможна лишь группировка покупателей по социально-демографическим факторам: общей численности населения данного региона; распределение по возрастному составу; количеству мужчин и женщин; особенностям их занятости и образу жизни и т.д.
Предпочтения людей достаточно трудно учитывать также по причинам так называемых эффектов покупательских взаимовлияний. Например, в поведении покупателей иногда имеет место «эффект подражания», когда покупки делаются только потому, что их приобрели другие (например, соседи, друзья и т.д.) Известен также «эффект сноба», когда покупки делаются «наоборот, вопреки тому, что предпочитают другие». Исследованиями выявлен также «эффект демонстрации исключительности», т.е. когда покупателем подчеркнуто и демонстративно делаются престижные покупки дорогих товаров, которые служат не столько для потребления, сколько для того, чтобы «произвести впечатление» исключительностью своих возможностей.
Большинство предпочтений не относятся к числу факторов ценообразования и не могут учитываться при анализе спроса потребителей. Например, покупатель всегда предпочитает большее количество товаров меньшему их количеству при той же цене; качественные товары более предпочтительны, чем некачественные или устаревшие; экологически чистые товары также более предпочтительны при одинаковой цене и прочих равных условиях.
Содержание работы
Введение 3
Глава I. Потребительское поведение 4
1.1. Сущность потребительского поведения 4
1.2. Бюджетные ограничения и покупательная способность 6
1.3. Предельная полезность и потребительский выбор 9
Глава II. Потребительское поведение в категориях кривых безразличия 16
2.1. Кривые безразличия 16
2.2. Потребительское равновесие и кривая спроса, эффекты замещения и дохода 21
Заключение 25
Список литературы 27
Использованная литература
- Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М.: ФинЭКС, 2002. 254 с.
- Ермишин. П. Г. Основы экономической теории: Курс лекций. М: МГТУ, 2002. 125 с.
- Казаков А. П., Минаева Н. В. Экономика. Учебный курс по основам экономической теории. 4-е изд., доп. и испр./Под ред. В. Е. Ковалевой. М.: ООО «ГНОМ-ПРЕСС», 2000 320 с.
- Курс экономической теории: Учебник/Под ред. проф. М. Н. Чепурина и проф. Е.А. Киселёвой. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2001. 425 с.
- Макконелл К., Брю С. Экономикс/Пер. с англ. М.: Республика, 1992, Т.2, Гл. 23.
- Самуэльсон П. Экономика. М.: ЮНИТИ, 2002. 789 с.
- Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 2000. 892 с.
- Экономика предприятия: Учебник/Под ред. В.Я.Горфинкеля и Е.М.Купрякова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. 325 с.
- Экономика: Учебник/Под ред. доц. А. С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство БЕК, 2000. 816 с.
- Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. В. Д. Ка-маева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 640 с.