Налоговая система государства. Налоги и их виды.
Курсовая по предмету:
"Экономическая теория"
Название работы:
"Налоговая система государства. Налоги и их виды."
Автор работы: Юлия
Страниц: 30 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
«Налоговая система государства. Налоги и их виды» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что в современных экономических системах роль налогов исключительно велика. Они являются не только основным каналом доходной части бюджета, но и включены во все основные звенья финансовой системы, формируют и опосредуют основные финансовые отношения в общества. От продуманности и адекватности налоговой системы существующим экономическим условиям, экономическим принципам национальной экономики страны зависят эффективность деятельности основных звеньев экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства.
В современной российской экономике роль налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что это один из немногих реальных рычагов регулирования экономических и социальных процессов, которыми располагает государство в условиях трансформации экономической системы.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Алле М., Балтина А.М., Лыгина Е.С., Мохнаткина Л.Б., Пальниченко С.А., Попова Н.В.,Борисов А.Н. и др.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования – основы функционирования фискальной системы государства.
Предмет исследования –налоговая система и классификация налогов государства.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть налоговую систему государства, налоги и их виды.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать основы функционирования налоговой системы государства;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о налогах и их видах;
3.Рассмотреть современное состояние, проблемы и перспективы развития, налоговой системы РФ;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав заключения, списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
Глава 1. Налоговая система государства
1.1. Принципы налогообложения
Один из наиболее спорных моментов - это справедливость системы, как производная от состояния этических, моральных и экономических сторон общественного строя. Поэтому в налогообложении используется ряд принципов для логического обоснования методов. Наибольшее распространение получил принцип налогообложения по платежеспособности (ability-to-pay principle), т.е. принцип относительного равенства налогоплательщиков.
Горизонтальное равенство - равенство налоговых обязательств для всех налогоплательщиков, находящихся в одинаковом положении.
Вертикальное равенство - дифференциация налоговых обязательств в соответствии с дифференциацией положения налогоплательщиков.
Различное положение налогоплательщиков трактуется через различие благосостояний, что, например, может показать кривая Лоренца. Но дифференцировать налог в зависимости от потенциальной платежеспособности невозможно по причине асимметричной информации - для тех, кто назначает налоги, потенциальная платежеспособность ненаблюдаема. Наблюдаемая же платежеспособность зависит от усилий людей, и обложение налогом в соответствии с ней приводит к ослаблению стимула делать эти усилия . Это означает, что эффективная по система налогов вряд ли возможна.
Налогообложение - это наиболее гибкий и эффективный, но и весьма опасный инструмент социальной политики . Необходимо очень точно знать, что делаешь, ибо в противном случае результат будет мало сходен с намерениями. Поэтому реальные системы являются компромиссами между различными нежелательными эффектами.
Содержание работы
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Налоговая система государства 4
1.1. Принципы налогообложения 4
1.2. Налогообложение и государство 6
Глава 2. Налоги и их виды 9
2.1. Специфика и характеристика налогов 9
2.2. Виды налогов и их классификация 15
Глава 3. Современное состояние, проблемы и перспективы развития, налоговой системы РФ 18
3.1. Реформирование налоговой системы в России 18
3.2. Современное состояние налоговой системы России 21
3.3. Противоречия модернизации налоговой системы в России 23
Заключение 25
Список литературы 29
Введение
«Налоговая система государства. Налоги и их виды» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что в современных экономических системах роль налогов исключительно велика. Они являются не только основным каналом доходной части бюджета, но и включены во все основные звенья финансовой системы, формируют и опосредуют основные финансовые отношения в общества. От продуманности и адекватности налоговой системы существующим экономическим условиям, экономическим принципам национальной экономики страны зависят эффективность деятельности основных звеньев экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства.
В современной российской экономике роль налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что это один из немногих реальных рычагов регулирования экономических и социальных процессов, которыми располагает государство в условиях трансформации экономической системы.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Алле М., Балтина А.М., Лыгина Е.С., Мохнаткина Л.Б., Пальниченко С.А., Попова Н.В.,Борисов А.Н. и др.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования основы функционирования фискальной системы государства.
Предмет исследования налоговая система и классификация налогов государства.
Актуальнсть данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы рассмотреть налоговую систему государства, налоги и их виды.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать основы функционирования налоговой системы государства;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о налогах и их видах;
3.Рассмотреть современное состояние, проблемы и перспективы развития, налоговой системы РФ;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав заключения, списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
Глава 1. Налоговая система государства
1.1. Принципы налогообложения
Один из наиболее спорных моментов - это справедливость системы, как производная от состояния этических, моральных и экономических сторон общественного строя. Поэтому в налогообложении используется ряд принципов для логического обоснования методов. Наибольшее распространение получил принцип налогообложения по платежеспособности (ability-to-pay principle), т.е. принцип относительного равенства налогоплательщиков.
Горизонтальное равенство - равенство налоговых обязательств для всех налогоплательщиков, находящихся в одинаковом положении.
Вертикальное равенство - дифференциация налоговых обязательств в соответствии с дифференциацией положения налогоплательщиков.
Различное положение налогоплательщиков трактуется через различие благосостояний, что, например, может показать криая Лоренца. Но дифференцировать налог в зависимости от потенциальной платежеспособности невозможно по причине асимметричной информации - для тех, кто назначает налоги, потенциальная платежеспособность ненаблюдаема. Наблюдаемая же платежеспособность зависит от усилий людей, и обложение налогом в соответствии с ней приводит к ослаблению стимула делать эти усилия . Это означает, что эффективная по система налогов вряд ли возможна.
Налогообложение - это наиболее гибкий и эффективный, но и весьма опасный инструмент социальной политики . Необходимо очень точно знать, что делаешь, ибо в противном случае результат будет мало сходен с намерениями. Поэтому реальные системы являются компромиссами между различными нежелательными эффектами.
Применение принципа вертикального равенства ведет к понятию прогрессивности налогообложения, что означает большие платежи для налогоплательщиков с большим богатством, ставка налога при этом тоже может расти. Наряду с прогрессивным налогообложением есть обратные системы регрессивного либо пропорционального налогообложения.
Вторым принципом является налогообложение по получению дохода (benefits-received principle). Согласно ему те, кто получает наибольшую выгоду от предоставляемых государством товаров и услуг, должны платить налог. Основная проблема заключается в определении бенефициаров, о чем говорилось в теме про общественные блага . Также есть рамки применения этого принципа - нет смысла брать налог с безработного для того, чтоб давать ему пособие.
Третьим принципом является перераспределение дохода в налогообложении (redistribution-of-income principle), согласно которому система налогообложения вместе с государственными социальными программами должна улучшать положение бедных за счет богатых. Тут важно учитывать появление «ловушки бедности». Перераспределение дохода можно осуществить через введение отрицательного подоходного налога, объединив принцип перераспределения с принципом платежеспособности .
Сложность текущих систем налогообложения ведет к тому, что нельзя точно сказать какая система ложится на плечи налогоплательщика, потому что различная деятельность облагается по различным ставкам. Поэтому вводится понятие эффективной налоговой ставки равной тношения суммы всех налогов к сумме доходов.
1.2. Налогообложение и государство
Выбор комбинации принципов и методов налогообложения выбирается с точки решения проблем эффективности и справедливости. Должен выполняться принцип нейтральности налогообложения, в соответствие с которым налоги не должны снижать эффективность распределения ресурсов и отклонять экономику от эффективных состояний.
Оптимальное налогообложение должно максимизировать общественное благосостояние и улучшать эффективность. Поиском оптимальной системы занимаются все страны мира. Но из-за сложности решения этой задачи выбирается метод минимизации возможных потерь и с помощью этого критерия выбирается наилучший вариант. Вообще, оптимальной является такая структура налогообложения товаров, при которой спрос на каждый из них уменьшается в одинаковой пропорции по сравнению с ситуацией налогового равновесия до налогообложения, если, конечно, она была Парето-оптимальна. Это ситуация с так называемыми униформными налогами .
В экономической теории наработано ряд рекомендаций. Например, правило Рамсея, говорящее о большем обложении налогом отраслей с меньшей эластичность к налогам и наоборот. Это правило служит доводом в пользу относительно высоких налогов на сигареты и другие табачные изделия. По крайней мере, в кратковременной перспективе спрос на табачные изделия в большинстве стран относительно неэластичен.
Таким образом, увеличение налогов на табачные изделия, даже при том, что они ведут к существенному сокращению курения сигарет и другого потребления табака, будут в то же самое время вести к существенному росту налоговых доходов. Вообще, на изделия, которые создают негативные побочные последствия, такие как табак, можно вводить даже более высокие налоги, чем указывает правило Рамсея.
Использованная литература
- Налоговый кодекс Российской Федерации (с последними изменениями от 29 июня 2004 г.): часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.
- Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последними изменениями от 11 ноября 2003 г.).
- Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 910-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)»
- Абалкин Л. Зигзаги судьбы: разочарования и надежды. М.: Институт экономики РАН, 2006. С. 118-130.
- Алле М. За реформу налоговой системы. М.: ТЕИС, 2006. 154 с.
- Андрианов В. Государственное регулирование и механизмы саморегулирования в рыночной экономике / Экономист, 2006. № 5. С. 22-30.
- Аткинсон Э, Стиглиц Д. Лекции по экономической теории государственного сектора. М.: Аспект-Пресс, 2005. 254 с.
- Балтина А.М., Лыгина Е.С., Мохнаткина Л.Б., Пальниченко С.А., Попова Н.В. Финансы: Методические указания по подготовке контрольной работы. Оренбург: ГОУ ВПО ОГУ, 2003. 71 с.
- Бахмуров А.С. Налоги и налоговая политика. // Российский налоговый курьер №7 2006. с.7.
- Борисов А.Н. Упрощенная система налогообложения: комментарий к части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Постатейный. Издательство: Юстицинформ, 2005. 288 с.
- Букаев Г.И., Бублик Н.Д., Горбатков С.А., Саттаров Р.Ф. Модернизация системы налогового контроля. М.: Наука, 2001.
- Владыка М.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / М.В. Владыка, В.Ф. Тарасова, Т.В. Сапрыкина ; под общ. ред. В.Ф. Тарасовой. 2_е изд., испр. и доп. М.: КНОРУС, 2007. 360 с.
- Жуков А. Налоговая реформа перед финишным рывком // Бизнес-журнал №13 от 20 июля 2003 года.
- Иванеев А.. Идеология и основные механизмы налоговой реформы // Банковское дело в Москве №7 от 16 августа 2004 года.
- Налоги: Учебное пособие /под ред. Д.П. Черника. 4-е изд.; перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2007. 128 с.
- Пансков В. Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. М.: Издательство: "Финансы и статистика", 2007. 464 с.
- Черник Д.Г. К вопросу о налоговой реформе. //Российский налоговый курьер №4, 2005. с.2.
- Шувалова Е.Б. Тесты и практические задания для самостоятельной подготовки по курсу «Налоги и налогообложение» / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2002. 52 с.
- Юрзинова И.Л., Незамайкин В.Н. Налогообложение юридических и физических лиц: Система налогов и сборов в Российской Федерации; Субъекты налоговых отношений; Налоговые правонарушения и ответственность и др. Изд. 4-е, перераб., доп. М.: Экзамен, 2006 656 с.
- Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
- Светуньков С.Г.. О реформировании экономики России: некоторые уместные выводы // www.marketing.spb.ru/read/sci/m2/10.htm.