Виды аудиторских услуг
Реферат по предмету:
"Бухучет и аудит"
Название работы:
"Виды аудиторских услуг"
Автор работы: Юлия
Страниц: 22 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
3.1 Предпосылки возникновения аудиторского обзора
С развитием аудиторской деятельности в России появляются и закрепляются стандартами новые виды аудиторских услуг. Новая услуга, появившаяся в стандартах аудиторской деятельности, - обзорная проверка представляет собой не что иное, как давно применяющийся "экспресс-аудит" (или, как иногда называют эту услугу, аудит с минимальными затратами).
"Экспресс-аудит" упоминается во многих работах практиков-аудиторов, это понятие неоднократо встречается в рекламных проспектах аудиторских фирм разного масштаба и специфики деятельности. Однако единообразия в содержании этого термина в настоящее время в практике российского аудита не достигнуто, что несложно подтверждается даже поверхностным анализом законодательной базы в части аудиторской деятельности.
Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязал целый ряд хозяйствующих субъектов проводить ежегодную обязательную аудиторскую проверку. Но так как аудит - услуга недешевая, то многие организации и прежде всего некрупные ОАО были поставлены в очень жесткие условия. Серьезная аудиторская проверка - услуга трудоемкая, требующая привлечения высококвалифицированных специалистов, для ее оказания необходимо получение лицензии на осуществление аудиторской деятельности, и, что в условиях конкурентной борьбы на рынке аудиторских услуг самое важное, необходима положительная репутация аудиторской фирмы. Все это приводит к тому, что услуги аудитора становятся "не по карману" немалому количеству мелких хозяйствующих субъектов, которые по закону все же обязаны проводить ежегодный аудит. Согласно закону рынка спрос породил предложение - многие аудиторские компании, принимая во внимание небольшой масштаб деятельности потенциального клиента, устанавливали невысокие цены за свои услуги. [9]
В то же время цена, которая могла устроить небольшие организации, не устраивала аудиторов, так как была слишком мала и не покрывала затрат аудитора на полноценную, комплексную проверку даже небольшого объема информации. Для фирмы, работающей на рынке услуг, самое ценное - репутация, для приобретения которой требуются немалые затраты и времени, и финансов, а также предпринимательский талант. Потеряв же репутацию однажды, восстановить ее в условиях жесткой конкуренции крайне сложно. Поэтому перед аудиторами встал вопрос о рентабельности и целесообразности оказания таких услуг. Выходом для многих аудиторских компаний оказалось сокращение объема процедур. Так появился термин "экспресс-аудит", не закрепленный российским законодательством, но обозначающий явление, необходимое рынку аудита в России и возникшее по инициативе "снизу". "Экспресс-аудит" стал для многих аудиторов омпромиссом между желанием занять свободную и довольно объемную нишу рынка аудиторских услуг и нежеланием рисковать своей положительной репутацией. [4]
Крупные аудиторские фирмы и крупные клиенты, которым по силам оплатить полноценную комплексную проверку, предпочитают получать подробную информацию не о достоверности отчетности, как того требует Закон N 119-ФЗ, а прежде всего о налоговых рисках. Но проверка налогового учета дорога и требует высокой квалификации аудитора, поэтому в рамках экспресс-проверки расчеты с бюджетом затрагиваются весьма редко.
"Экспресс-аудит" в практической деятельности определяется наличием следующих признаков:
- небольшая стоимость;
- сжатые сроки;
- ограниченный набор запрашиваемых документов;
- малое количество аудиторов, занятых на проекте (нередко 1 человек).
Аудиторское заключение, выдаваемое по результатам такой проверки, основывается на весьма поверхностном изучении финансово-хозяйственной жизни проверяемой организации. Конечно, подобная практика приближается к выдаче аудиторского заключения без проведения проверки. И если по итогам проводимой проверки предполагается выдача аудиторского заключения в соответствии с законодательством, аудитору приходится потратить немалую часть времени приведению аудиторских документов в состояние, создающее иллюзию проведения полноценной проверки [1].
Другая причина появления понятия "экспресс-проверки" - необходимость планирования аудиторами своей работы в случае сотрудничества с крупным клиентом. При этом "экспресс-аудит" означал уже не сжатую, хотя и приближенную к полноценной, проверку с целью выражения мнения, а общее ознакомление с деятельностью, масштабом, документооборотом для дальнейшего формирования технического и финансового предложения на конкурс аудиторских фирм. На этой так называемой преддоговорной стадии проверки не идет речь о конфиденциальности, открытии аудитору доступа к полному объему информации и других аспектах, являющихся неотъемлемой частью аудиторской проверки. В этом случае "экспресс-аудит" проводится только на основании представленных документов и некоторого объема дополнительной информации и сводится к финансовому анализу и частично - к формированию представления аудитора о деятельности потенциального клиента на основании общедоступных данных об организации, отрасли, в которой она работает, общеэкономических факторах и т.д. в соответствии с Правилом (Стандартом) N 15 "Понимание деятельности аудируемого лица" (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2004 N 532) [4].
"Экспресс-аудит" применяется также при выполнении аудиторских процедур по специальному аудиторскому заданию. Так, в некоторых ситуациях, например при продаже бизнеса в целом, возникает необходимость квалифицированной независимой оценки не столько достоверности учета и отчетности, сколько отдельных аспектов финансово-хозяйственной жизни организации. Такие услуги оказываются многими авторитетными аудиторскими фирмами, имеющими в своем штате квалифицированных специалистов в области финансов, учета и налогообложения, а также в смежных областях экономики [2]. В такой ситуации подготовка аудиторского заключения не предусматривается, а слово "аудит" включено в название услуги, скорее, для придания солидности и указания на квалификацию, ответственность и компетентность исполнителей.
Общая тенденция реформирования российских стандартов аудиторской деятельности в сторону сближения с международными стандартами приводит к появлению в российском законодательстве новых понятий. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2004 N 532 был введен термин "обзорная проверка" (упомянут в п. 18 ФПСАД N 12 "Согласование условий проведения аудита" и др.). Содержание указанного понятия в группе стандартов новых, введенных Постановлением N 532, не раскрывалось. Толкование нормы однозначно указывало на неполный характер проверки. В то же время однозначного мнения о содержании термина не складывалось. Так, из Стандарта N 12 следует, что обзорная проверка понимается как неполная аудиторская проверка, а из ФПСАД N 20 "Аналитические процедуры" - как комплекс аналитических процедур по изучению форм отчетности. [4]
Более полное раскрытие термина "обзорная проверка" дано в ФПСАД N 24 "Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами", введенном Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 523. В Стандарте, в частности, указано, что при проведении обзорной проверки аудитор обеспечивает ограниченный уровень уверенности в том, что информация, подлежащая обзорной проверке, не содержит существенных искажений. В заключении по результатам обзорной проверки это выражается в форме негативной уверенности. Кроме того, Стандарт содержит описание подхода аудитора к проведению обзорной проверки и указание на то, какие ограничения на процедуры аудита могут быть связаны со спецификой вида деятельности.
Существенное затруднение, которое усматривается практиками аудита в настоящее время в отношении применимости ФПСАД N 24, состоит в отсутствии однозначного определения юридического статуса обзорной проверки. С одной стороны, аудиторское заключение и заключение по обзорной проверке упоминаются в Стандарте как два различных документа; в Законе N 119-ФЗ документ "Заключение по обзорной проверке" как итог работы аудитора в рамках обязательного аудита не упомянут. Таким образом, можно предположить, что обзорная проверка является недостаточным основанием для того, чтобы аудируемое лицо считало обязательство по проведению обязательного ежегодного аудита выполненным.
Содержание работы
Содержание
Введение 3
1 Классификация аудиторских услуг 5
2 Классификация сопутствующих услуг 8
3 Аудиторский обзор как вид аудиторских услуг 12
3.1 Предпосылки возникновения аудиторского обзора 12
3.2 Характеристика обзорной проверки и области ее применения 16
Заключение 21
Список использованных источников 23
Введение
В рыночной экономике важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия, которая, нужна владельцу предприятия для определения стратегии развития и способов повышения эффективности его деятельности; государственным органам для контроля за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям для оценки платежеспособности предприятия и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другие предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с субъектом хозяйствования.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а также за представляемой государственным органам и публикуемой в печати финансовой отчетностью.
Такой контроль принято называть аудитом. В экономической литературе нет однозначного понятия аудита. Одни авторы считают, что аудит происходит от латинского слова audio, что означает "он слышит", другие считают, что аудитор в переводе с английского языка означает "подсказчик".
Аудиторская деятельность независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчет¬ности и других документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, направленная на защиту интересов собственника, оказание помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и о подъеме эффективности их деятельности.
Целью аудита является установление правильности веде¬ния бухгалтерского учета в соответствии с действующими норматив¬ными положениями и тандартами. Объектом аудита является фи¬нансово-хозяйственная деятельность предприятий и организаций всех форм собственности.
Таким образом, целью написания данного реферата является изучение видов аудиторских услуг.
1 Классификация аудиторских услуг
Существует несколько подходов к классификации видов аудита. Рассмотрим эти классификации.
Классификация аудита по отношению к объекту проверки:
- внутренний аудит (проводимый работниками экономического субъекта);
- внешний аудит (проводимый внешней независимой организацией или аудитором, имеющим именную лицензию и являющимся предпринимателем без образования юридического лица).
Классификация аудита по характеру заказа:
- обязательный аудит;
- инициативный аудит;
- аудит по поручению государственных органов.
Классификация аудита по сфере деятельности:
- общий аудит;
- банковский аудит;
- аудит страховых организаций;
- аудит бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов.
По периодичности проведения:
- первоначальный;
- согласованный (повторяющийся).
Существуют также другие подходы к классификации видов аудита. Один из основоположников российского аудита А. Ветров выделяет операционный аудит-анализ как отдельный вид аудиторской деятельности. [1]
Классификация по характеру заказа применяется для внешнего аудита.
Обязательный аудит проводится в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 119 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. (в ред. Федеральных законов от 14.12.2001 N 164-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 30.12.2004 N 219-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 03.11.2006 N 183-ФЗ). [9]
Таблица 1. Система критериев обязательного аудита [6]
Критерии (система показателей) Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту
Организационно-правовая форма ОАО независимо от числа участников (акционеров)
Вид деятельности Банки и другие кредитные учреждения
Страховые организации
Биржи (товарные и фондовые)
Инвестиционные институты
Внебюджетные фонды, источниками образования которых являются предусмотренные законодательством обязательные отчисления физических и юридических лиц
Благотворительные и иные фонды, источниками которых служат добровольные отчисления юридических и физических лиц
Другие экономические субъекты (если это предусмотрено в федеральных законах, указах Президента РФ или постановлениях Правительства)
Обязательный аудит означает требование включения в состав годовой бухгалтерской отчетности аудиторского заключения. Открытые акционерные общества обязаны также публиковать аудиторское заключение в составе отчетности.
Инициативный аудит проводится по добровольному желанию экономического субъекта (по решению собрания, по желанию одного из учредителей, по решению руководства).
Целью обязательного аудита является подтверждение отчетности, тогда как при инициативном аудите цели определяются самим клиентом. Цели инициативного аудита формируются в зависимости от ситуации на предприятии, в результате которой возникла необходимость в аудите. Например, желание собственников удостовериться в соблюдении их интересов администрацией, в правильности постановки и ведения учета, соблюдении законодательства или наоборот, возникшее недоверие между собственниками и наемной администрацией, конфликты между отдельными руководителями, несовершенство системы организации учета. При инициативном аудите клиент определяет объект аудита (может быть только один из разделов учета, или определенные операции), анализ финансового состояния, выбор наиболее целесообразной учетной политики. При обязательном аудите аудитор (аудиторская фирма) обязана всесторонне изучить систему организации бухгалтерского учета. [6]
Аудит и сопутствующие аудиту услуги должны быть четко разграничены. К сопутствующим аудиту услугам, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, относятся:
а) обзорные проверки;
б) согласованные процедуры;
в) компиляция финансовой информации.
2 Классификация сопутствующих услуг
Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.
Согласно Федерального закона № 119 ФЗ под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:
1) постановка, осстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование;
3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение маркетинговых исследований;
10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
11) обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью. [9]
Целью обзорной проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности является предоставление аудитору возможности определить на основе процедур, которые предоставляют не все доказательства, требующиеся для аудита, не привлекло ли внимание аудитора что-либо, что заставило бы его предположить, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не была составлена во всех существенных отношениях в соответствии с установленными требованиями к ее составлению. Обзорная проверка финансовой или другой информации, составленной в соответствии с надлежащими критериями, проводится для тех же целей. [8]
Обзорная проверка включает в себя в основном запросы и аналитические процедуры, направленные на общую проверку надежности предпосылок составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, за которые отвечает сторона, составляющая отчетность, и предназначенные для использования предполагаемыми пользователями. Несмотря то что проведение обзорной проверки связано с применением аудиторских навыков, а также со сбором доказательств, оценк систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, тестирование бухгалтерских записей и ответов на запросы посредством сбора подтверждающих доказательств, получаемых в ходе инспектирования, наблюдения, подтверждения и подсчета (то есть в ходе процедур, характерных для аудита), как правило, не предусматриваются.
Аудитор охватывает все существенные аспекты при проведении процедур обзорной проверки, при этом обнаружение возможных существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности менее вероятно по сравнению с аудитом и уровень уверенности, выраженный в заключении по обзорной проверке, ниже уровня, предоставляемого в аудиторском заключении.
Использованная литература
- Ветров А. Ал. Операционный аудит-анализ / Под ред. акад. А.Ан. Ветрова. - М.: Перспектива, 1996. 127 с.
- Гутцайт Е.М. Внешний контроль за качеством аудита // Аудиторские ведомости. 2004. N N 4, 5, 6.
- Зарипов В.М. К нам едет ревизор... // Налоговые споры. 2006. N 1.
- Захаров В. Ю. Аудиторский обзор как вид аудиторских услуг // Аудиторские ведомости. 2007, № 5.
- Нестерова О.В. Оценка СВК при проведении аудиторской проверки // Аудиторские ведомости. 2006. N 8.
- Никольская Ю. П., Мерзликина Е. М. Аудит. Часть 1: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУП, 2000. 144 с.
- Никулина Л.Н. Аудит в розничной торговле // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. 2006. N 5.
- Правило (стандарт) №24 "Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами" // http://www.consultant.ru/
- Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119 ФЗ от 07.08.2001 г. (в ред. Федеральных законов от 14.12.2001 N 164-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 30.12.2004 N 219-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 03.11.2006 N 183-ФЗ) // http://www.consultant.ru/