Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Экономические --> Макроэкономика, государственное регулирование экономики --> Экономический эффект реализации государственной собственности в современной россии

Экономический эффект реализации государственной собственности в современной россии

москва

Дипломная по предмету:
"Макроэкономика, государственное регулирование экономики"



Название работы:
"Экономический эффект реализации государственной собственности в современной россии"




Автор работы: Vladislav
Страниц: 79 шт.



Год:2007

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Актуальность темы. В 90-е годы ХХ столетия реализация государственной собственности стала одним из наиболее значимых явлений проводимой в России экономической реформы. Экономическое и социальное значение приватизации состоит в том, чтобы путем передачи государственных предприятий в частные руки создать условия для развития частной собственности, конкурентной среды свободного рынка.

Поскольку избранная при проведении экономической реформы концепция «шоковой терапии» требовала принятия быстрых решений, таковые решения не всегда оказывались согласованными, несли в себе противоречия, что и порождало сложную, неоднозначную оценку процесса приватизации со стороны общественности. Усугублялось положение тем, что не всегда верными оказывались избранные правовые способы решения проблем перевода предприятий, имущества из режима государственной собственности в собственность частную, нередки были случаи злоупотреблений как результата юридического несовершенства нормативной базы приватизации.

В общественном сознании, к сожалению, главным образом на первом плане оказались недостатки, вызванные быстрыми темпами проведения приватизации (как было принято говорить обвальной приватизации) и, как правило, в тени оставались достоинства этого сложного процесса, например, то, что оказалась созданной система законодательства, регулирующего весьма своеобразные и неоднозначные отношения по поводу денационализации государственного имущества, а также то обстоятельство, что именно благодаря этой нормативной системе оказалось возможным осуществить сложнейший процесс в весьма сложные сроки.

По нашему мнению, неизбежные недостатки, обусловленные масштабным перераспределением собственности, не умаляют главного достоинства такого социального феномена, каковым явилась приватизация государственного имущества в России в 90-е годы.

Так специалисты Институту экономики переходного периода отмечают, что «Приватизация является логическим исходным пунктом для анализа трансформации отношений собственности в переходной экономике в целом и сопоставления российских регионов. Безусловным аргументом в пользу данного методологического подхода является тот факт, что именно массовая приватизация в России способствовала как появлению корпоративного сектора (развитию национальной модели корпоративного контроля и управления), так и дала первичной толчок развитию рынка корпоративных ценных бумаг. При этом необходимо расматривать приватизационный процесс в широком смысле - т.е. не только как технические процедуры продажи (передачи) активов из государственного сектора в частный, но как более фундаментальный процесс становления частной собственности и формирования институциональных предпосылок для дальнейшего формирования рыночной среды на общероссийском и региональном уровнях»[37].

Поэтому, на наш взгляд, прежде чем говорить о достоинствах приватизационного процесса в России нужно рассмотреть черты Российского приватизационного процесса, его развитие и содержание за период с 1989 по настоящее время. В условиях завершения перехода к рыночным отношениям в переходной экономике России и сложившейся в данный момент становления экономической и политической стабилизации, отношения форм собственности играют далеко не последнюю, и даже, одну из основополагающих ролей в дальнейшем экономическом развитии нашей страны. Акционерные общества с момента их появления в Российской Федерации пережили бурный рост и по сей день их количество увеличивается: акционерные общества создаются вновь, реорганизуются, создаются путем разгосударствления. И этот процесс обусловлен, прежде всего, тем, что вложения средств в предпринимательскую деятельность, в общем, и в акционирование в частности, с целью получения дохода, стало в силу ряда причин весьма привлекательно для юридических и физических лиц.

Взаимосвязь собственности и хозяйствования как частей "пучка прав собственности" показывает, что ответственное хозяйствование возможно только тогда, когда тот, кто хозяйствует, может присваивать остаточный доход, становиться его собственником рядом с собственниками тех ресурсов, которые привлекались изначально. Поэтому появление частной собственности рядом с государственной, а отчасти и вместо нее, неизбежное явление при переходе "от плана к рынку". Экономическая теория не дает каких-либо рекомендаций о темпах и масштабах приватизации реального капитала и природных ресурсов. Мировой опыт на этот счет очень разнообразен. С точки зрения экономической теории, важно даже не столько обеспечение справедливости или эффективности при первичной приватизации ни того, ни другого все равно обеспечить невозможно сколько удешвление и упрощение дальнейшего движения хозяйственных прав в сторону тех, кто сможет использовать их с максимальным эффектом в ходе вторичной приватизации, то есть перераспределения на рыночных основах прав, полученных агентами в ходе первичной приватизации.

Конечная цель приватизации появление так называемых "стратегических инвесторов", то есть собственников факторов производства, прежде всего финансовых, в интересы которых входит долгосрочное успешное функционирование предприятий, в которые они вкладывают свои ресурсы. Государство не может быть стратегическим инвестором для каждого предприятия. Не всегда может выступать в этой роли и коллектив, например, работники атомной электростанции при всем желании не могут иметь достаточно собственных средств, чтобы вкладывать их в развитие производства электроэнергии, строительство новых энергоблоков. Особенно остро стоит проблема поиска стратегического инвестора для предприятий, которые применяют устаревшие технологии. Важнейшую роль в преобразовании централизованно планируемой экономики в рыночную призвана решать приватизация государственной собственности. Сокращение размеров государственного сектора в результате приватизации государственной собственности является важнейшей особенностью развития общественного сектора в переходной экономике.

Таким образом, главной целью настоящей работы является изучение процессов, связанных с реализацией государственной собственности и оценка их экономической эффективности на примере России.

Основные задачи исследования:

Изучить теоретические и методологические основы реализации государственной собственности (приватизации);

Рассмотреть особенности реализации государственно собственности в Российской Федерации;

Оценить эффективность реализации государственной собственности в России на современном этапе и наметить пути ее оптимизации.

1. Теоретические и методологические основы реализации государственной собственности (приватизации)

1.1. Понятие и формы приватизации

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.

Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.

В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

Разгосударствление это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике [10].

Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики [38].

Содержание работы

Введение----------------------------------------------------------------------------------------------3

1. Теоретические и методологические основы реализации государственной собственности (приватизации)-------------------------------------------------------------------7

1.1. Понятие и формы приватизации----------------------------------------------------------7

1.2. Особенности формирования структуры собственности на приватизированных предприятиях---------------------------------------------------------------------------------------17

1.3. Опыт реализации государственной собственности в зарубежных странах-----20

2.Особенности реализации государственной собственности в Российской Федерации------------------------------------------------------------------------------------------27

2.1. Основные этапы приватизации и разгосударствления в России-------------------27

2.2. Правовые основы реализации государственной собственности в России на современном этапе--------------------------------------------------------------------------------37

2.3. Защита государственных интересов при приватизации-----------------------------45

3. Способы оценки экономической эффективности реализации государственной собственности--------------------------------------------------------------------------------------48

3.1. Экономический эффект влияния приватизации на деятельность предприятия-48

3.2. Оценка экономического эффекта реализации государственной собственности в России и пути ее увеличения-------------------------------------------------------------------53

3.3. Итоги и перспективы приватизации в РФ----------------------------------------------64

Заключение-----------------------------------------------------------------------------------------73

Список использованной литературы----------------------------------------------------------76

Приложение----------------------------------------------------------------------------------------80

Использованная литература

  1. Гражданский кодекс РФ. М., 1996
  2. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 12.01.1991 (с измен.и доп.)
  3. Федеральный закон РФ «О приватизации государственного имущества и об основных приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21.07.1997 № 123-ФЗ (с изм.и доп.)
  4. Федеральный закон РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 11.10.02
  5. Аткинсон Э.Б., Стинглиц Д.Е, Лекции по экономической теории государственного сектора/ Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1995
  6. Барр Р. Политическая экономия: в 2 т./ Пер. с фр. М.: Международные отношения, 1994
  7. Беляев С., Кошкин В. России нужна новая модель приватизации//Финансовые известия. 02.04.98 № 23 (473)
  8. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе/ Пер.с англ. А.Я. Лившица. ЛТД, 1994
  9. Валентей С.Д. Развитие общества в теории социальных альтернатив. М.: ИЭ Ран, 2003
  10. Васильев Ю.В, Мировой опыт осуществления перераспределения собственности / Актуальные проблемы современной науки, №5, 2002
  11. Введение в рыночную экономику/ Под ред. А.Я.Лившица.М., 1998
  12. Вельфенс П. Основы экономической теории.Спб, 2002
  13. Воробьева О.В. Участие иностранных инвесторов в приватизации// Правовое регулирование иностранных инвестиций в России. М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 2003
  14. Всемирная история экономической мысли. В 6т./ Под ред. ВН. Черковца. М.: Мысль, 1987-1997
  15. Гелб А.Х., Грей Ч.У. Экономические преобразования в странах Центральной и Восточной Европы: проблемы, тенденции, перспективы/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 2004
  16. Глазьев С.Ю., Львов Д.С., Фетисов Г.Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М.: Наука, 1992
  17. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России, Учеб.пособие.М.: ИНФРА-М, 2003
  18. Долан Э.Д., Линдсей Д.Е. Макроэкономика/Пер.с англ.Спб: Литера плюс, 1997
  19. Долан Э.Д., Линдсей Д.Е. Микроэкономика/Пер.с англ.Спб: Литера плюс, 1997
  20. Долинская В.В. Акционирование в процессе приватизации// Правоведение, 2003, №2
  21. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории/ Под ред. А.Г. Аганбегяна. Новосибирск, Науска, 1995
  22. Засухин А.Т. Что там впереди. М.: ИЭ РАН, 1999
  23. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций: Учеб. пособие.М., Изд-во МГУ, 2003
  24. Кузенков В. Перспективы приватизации в России//Проблемы прогнозирования ,2000, №2
  25. Куликов В. Итоги ваучерной и концепция нового этапа приватизации//Российский экономический журнал ,1994 ,№7
  26. Куликов В.В.Еще раз о смене приватизационной модели//Российский экономический журнал ,1994 ,№5-6
  27. Ламперт Х. Социальная рыночная экономия. Германский путь/ Пер. с нем. М.: Дело, 1993
  28. Лайков Ф. Новая концепция послечековой приватизации//Деловой мир ,1995
  29. Лозебо С.В. Применение законодательства о приватизации. В защиту прав предприятий и предпринимателей// Экономика и жизнь.1994, №39 Львов Д, Круглова Н. Послечековая приватизация и развитие акционерного хозяйства// Российский экономический журнал ,1994 №2
  30. Матук Ж. Финансовые системы Франции и других стран/ Пер.с фр. Т.1 Банки: в 2-х кн. М.: АО «Финстатинформ», 2003
  31. Меньшиков С.М. Новая экономика. М, 1999
  32. Молчанов А.А. Проблемы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации// Правоведение, 1999, № 2
  33. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: микроэкономика.М.: Высшая школа, 2002
  34. Ойкен В. Основные принципы экономической политики.М.: Прогресс, 1995
  35. Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория. Под ред. В. М. Власовой. М.: «Финансы и статистика», 1994 г
  36. Очерки истории переходной экономики.Спб., 2000
  37. Политическая экономия: Учебник/Под ред. Л.И. Абалкина, В.А. Медведева, О.И. Ожерельева.М.: Политиздат, 1988
  38. Предпринимательское право. Курс лекций/ Под ред. Н.И.Клейн. М.: Юридическая , 2003
  39. Приватизация в России: Итоги первого этапа и перспективы дальнейшего развития- М., 1994
  40. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России. Сборник документов. М., 2000
  41. Савас Э.С. Приватизация: ключ к рынку.- М.: Издательство «Дело», 1992
  42. Самуэльсон П. Экономика: в 2 т./Пер.с англ. М.: Алгон Машиностроение, 1997
  43. Скворцов О.Ю. Приватизационное право.М., 1999
  44. Теория переходной экономики: микроэкономика: Учеб.пособие/Под ред. В.В. Герасименко.М.: ТЕИС, 2001
  45. Учебник по основам экономической теории/Рук авт.колл. В.Д. Камаев.М.: ВЛАДОС, 1995
  46. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика/ Пер.с англ. М.: Дело ЛТД, 1993
  47. Черникова Е.В. Реформа государственной собственности// Законодательство и экономика, 1998, № 2 (168)
  48. Экономика. Economics. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М.: «Дело», 1993 г.
  49. Экономика/Под ред. А.С. Булатова.М., 2003
  50. Экономика переходного периода/ Под ред. Е.Т. Гайдара.М., 1998
  51. Якобсон Л.К. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов: Учебник. М., Наука, 2003
  52. Яковец Ю.В. Экономика России: перемены и перспективы.М., 2003


Другие похожие работы