Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Политология --> Обзор публикаций на тему: политическая культура.

Обзор публикаций на тему: политическая культура.

РГТЭУ (г.Москва)

Контрольная по предмету:
"Политология"



Название работы:
"Обзор публикаций на тему: политическая культура."




Автор работы: Ольга
Страниц: 10 шт.



Год:2008

Цена всего:1000 рублей

Цена:2000 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Так, Ольга Малинова в статье «Политическая культура» в российском и англо-американском научном дискурсе» рассматривает различные способы концептуализации культурных аспектов политики в западной и отечественной политической науке, способы решения проблемы операционализации данного понятия (в ом числе «психологическую» концепцию Г.Алмонда и С.Вербы и «социетальный» подход). Сравнивая англо-американский и российский научные дискурсы, автор констатирует, что в обоих случаях интерес к политической культуре задается теоретическим контекстом демократизации и политической модернизации. Вместе с тем, она фиксирует в России куда более высокий авторитет политической культуры в качестве объясняющей концепции, а также тягу к редукционизму и наделение концепции идеологическими функциями. Что касается важнейших ценностно-смысловых оснований российской политической культуры, которая в своем традиционном измерении во многом основана на архетипах и кодах православной культуры, то доминантными ее характеристиками выступают следующие: приоритет духовных ценностей над материальными, стремление к равенству и справедливости, синкретизм правды и истины, ориентация на синергию как на гармонию земного и небесного начал, этатизм, имперская традиция всемирной власти, целостность политического мировосприятия, важнейшим компонентом которого является ценностное отношение к миру, политический радикализм, приверженность к эсхатологизму, мистическое толкование истории, соборность, космизмВажнейшими ценностно-смысловыми основаниями политической культуры западнохристианской цивилизации являются прагматизм, плюрализм, субъективизм и индивидуализм, всеобъемлющее влияние идеи политической свободы, ориентация на активистский тип политического участия. Это светская и прагматическая политическая культура конвенционального, риторического типа. Человек политический в западнохристианской культуре убежден в необходимости организационного и технического переустройства мира, который в угоду человеку надлежит исправить. При этом важнейшим основанием этой традиции является недоверие к человеческой природе, а потому политические механизмы западной демократии призваны обеспечить благие результаты независимо от моральных и интеллектуальных качеств людей. Еще одним важным основанием западно-христианской традиции является приоритет рационального начала, критерий рациональности первичен по отношению к иным мотивациям деятельности. Эта установка является основанием культа инновационной, реформторской, модернизационной деятельности.

Что касается важнейших ценностно-смысловых оснований российской политической культуры, которая в своем традиционном измерении во многом основана на архетипах и кодах православной культуры, то доминантными ее характеристиками выступают следующие: приоритет духовных ценностей над материальными, стремление к равенству и справедливости, синкретизм правды и истины, ориентация на синергию как на гармонию земного и небесного начал, этатизм, имперская традиция всемирной власти, целостность политического мировосприятия, важнейшим компонентом которого является ценностное отношение к миру, политический радикализм, приверженность к эсхатологизму, мистическое толкование истории, соборность, космизм. Важнейшей чертой русской политической культуры является этикоцентризм, нравственные нормы призваны регулировать не только собственно этические отношения, но также политические и экономические.

В другой своей статье «Политическая культура» в российском научном и публичном дискурсе», Ольга Малинова пытается выявить сравнить особенности функционирования концепта «политическая культура» в отечественном научном дискурсе и в среде публичной, партийной политики. Автор отмечает, что в центре внимания отечественных исследователей находятся вопросы о пределах преобразования политической культуры и ее влиянии на ход «демократического транзита». Что касается публичной политики, то здесь наблюдается серьезная конкуренция различных интерпретаций российской политической культуры, что обусловлено заложенным в концепте нормативным «уклоном».

Константин Завершинский в статье «Политическая культура как способ семантического конституирования политических коммуникаций» анализирует те возможности, которые дает для концептуализации политической культуры корреляция политических феноменов с временными горизонтами политических коммуникаций. Автор рассматривает концепт «политическая культура» как своего рода «семантический инструмент», который организует процесс политической коммуникации, обеспечивая конденсацию смысла для возможных взаимодействий как политических акторов, как и исследователей, изучающих смысловые структуры политических комуникаций.

Интерпретационный подход, авторы которого «уводят» исследования политической культуры от анализа политических систем как отражения поведения к их восприятию как неких комплексов культурных образцов.

Проблемы идентификации, являющейся универсальным и естественным механизмом позиционирования человека в социальном пространстве, находятся в центре внимания статьи Александра Соловьева «Политические и культурные основания идентификационных моделей в российском обществе» . Автор рассматривает формы вмешательства политики в идентификационные процессы, анализирует противоречивые модели социокультурной идентификации, отражающие раскол общества, и традиционалистские схемы поддержания групповой солидарности в современной России.

Субъективистский подход, открывающий такие источники для изучения политической культуры как мемуарная литература, историко-социальные исследования, где культура прошлого оценивается как важнейшее условие формирования культуры современной.

Ирина Глебова в статьях «Травматическое прошлое и национальная политическая культура» и «Функции образов прошлого в политической культуре» обращается к проблеме того, какую роль играют образы прошлого в конституировании настоящего политических сообществ. В первом материале приоритетное внимание уделяется тому, как в политической культуре образы прошлого выполняют функцию механизмов социальной защиты и адаптации, помогающие обществу избавиться от настоящих «травм прошлого». Политическая культура оказывает тройственное влияние на политические процессы и институты: под ее воздействием воспроизводятся традиционные для общества формы политической жизни; она способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни; может комбинировать элементы прежнего и перспек¬тивного политического устройства. Устойчивость сложившейся в России на рубеже XIXХХ вв. политической культуры проявилась в том, что и на исходе ХХ в. в период осуществления рыночных реформ нашли проявление такие унаследованные от исторических предшественников качества российской интеллигенции, как фанатизм, радикализм, стремление опередить постепенный бег времени, авторитарность, пренебрежене средствами во имя благой цели («цель оправдывает средства»). Подобные политические установки радикальной интеллигенции нового поколения дали основание для рождения в 1990-е годы нового понятия «рыночный большевизм».

Содержание работы

Политика носит всепроникающий характер, довлеет над иными сферами жизни, что ведет к политизации экономики, социальной сферы, региональных, межнациональных, межпоколенческих отношений. Это обстоятельство выводит в число актуальных вопросов изучение политических процессов и институтов, механизмов политических действий и их последствий в увязке с политико- культурологическими и аксиологическими компонентами.

Распад Советского Союза ознаменовал для новых государств СНГ начало качественно нового этапа в их политическом развитии. В ходе трансформации общества произошло переструктурирование общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности. В начале XXI в. на постсоветском пространстве прокатилась волна «цветных» революций, которая заставила аналитиков пересмотреть взгляды на политический процесс в этих странах. Существовавшие объяснительные модели, ограниченные институциональными и процессуальными подходами, не раскрывали причин «оранжевой» революции 2004г. в Украине, т.к. многие векторы политического развития страны, которые оказались доминирующими в кризисной ситуации, развивались латентно, и не было политологических исследований, которые помогли бы оперативно оценивать события и составлять долговременный прогноз для принятия стратегических решений как пророссийскими политическими силами в стране, так и самой Российской Федерацией.

Назрела необходимость создания фундаментальных теоретических разработок по проблематике политического структурирования украинского общества, изучения закономерностей его трансформаций, а это невозможно без изучения политико-культурных аспектов темы.

Политическая культура - это не только один из важнейших институтов, составляющих общественное сознание. Это одновременно и система ценностей, формирующих идентичность нации, единство российского государства, это феномен, влияющий на все сферы государственного и гражданского бытия. «Анализ политической культуры как фактора развития политического процесса позволяет найти ответы на ряд вопросов, имеющих значение для объективной оценки хода реформ, уточнения стратегии и тактики развити страны» .

В теоретической и прикладной политологии проблемам политической культуры и политического процесса в последние два столетия уделено значительное внимание. С начала 1990-х гг. изучение политической культуры связано с именами исследователей, сумевших подняться над идеологическими рамками и по-новому взглянуть на культурологический аспект политического процесса реформируемой России. Однако, рассмотрение политической культуры как фактора политического процесса современнойРоссии, развивающегося в условиях системного кризиса, остается недостаточно изученной темой.

С середины 1990-х гг. отмечается рост научных публикаций, в которых просматривается стремление отечественных политологов осмыслить процессы трансформации политической культуры постсоветского периода.

Можно выделить три направления исследования политической культуры:

Поведенческий подход, опирающийся на методы точных наук, где предметом политического анализа становится эмпирическое измерение поведения, а социологическая выборка, математические и статистические методы являются необходимыми компонентами анализа политического поведения.

Использованная литература

  1. Список источников
  2. Глебова И. Травматическое прошлое и национальная политическая культура // Политическая наука, 2006, № 3
  3. Глебова И. Функции образов прошлого в политической культуре // Политическая наука, 2006, № 3
  4. Завершинский К. Политическая культура как способ семантического конституирования политических коммуникаций//Политическая наука, 2006, №3
  5. Идиатуллин Ш. Избирательное «Право» // Коммерсантъ.Власть. 2007. № 4
  6. Малинова О.Ю. "Политическая культура" в российском и англо-американском научном дискурсе. // Политическая наука, 2006, № 3
  7. Малинова О.Ю. Политическая культура в российском научном и публичном дискурсе //Полис, 2006, № 5
  8. Соловьев А.И. Политические и культурные основания идентификационных моделей в российском обществе. // Политическая наука, 2006. № 3.


Другие похожие работы