Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Основные социально-психологические идеи гештальт - психологии.

Основные социально-психологические идеи гештальт - психологии.

РГСУ

Курсовая по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Основные социально-психологические идеи гештальт - психологии."




Автор работы: Юлия
Страниц: 20 шт.



Год:2008

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

ІІ. 2. Теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях:

Человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Любое деление его на составные части, например психику и тело, является искусственным. Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое, которое называют полем организм/окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться.

Человеческое поведение согласно теории гештальт-терапии подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает занимать доминирующее внимание организма - фигура появляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в данном примере) приводит к удовлетворению потребности - гештальт завершается и разрушается.

Контакт - базовое понятие гештальт - терапии. Организм не может существовать в безвоздушном пространстве, также как в пространстве лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в среде лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта. То насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Гештальт-терапия описывает типичные нарушения контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным.

Осознавание - осведомленность о том, что происходит внутри организма и в его окружающей среде. Осознание нетождественно интеллектуальному знанию о себе и окружающем мире. Оно включает как переживание восприятия стимулов внешнего мира, так и внутренних организмических процессов - ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности - идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, т.е. охватывает многие уровни. Осознанием, за исключением его мыслительного слоя, обладают и животные. Однако в цивилизованном мире у людей гипертрофировано мышление в ущерб эмоциям и восприятию внешнего мира. Именно осознание, в противоположность рациональному знанию, дает реальную информацию о потребностях организма и об окружающей среде. Основная цель практики гештальт-терапии - это расширение осознания. Огромное количество человеческих проблем связано с тем, что подлинное осознание реальности подменяется интеллектуальными и, зачастую, ложными представлениями о ней, например, о том, что можно ожидать от людей, как они относятся ко мне, что я должен хотеть и что должен делать. Такие ложные представления заслоняют реальность и затрудняют удовлетворение потребностей организма - процесс формирования и разрушения гештальта нарушается. Гештальт-терапия исходит из того, что если люди достигают ясного осознания внутренней и внешней реальности, то они способны самостоятельно разрешить все свои проблемы. Поэтому терапия не ставит своей целью изменение поведения, поведение меняется само по мере роста осознания.

Здесь-и-теперь - принцип, который означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте. Использование этого принципа позволяет интенсифицировать процесс осознания.

Содержание работы

Основные социально-психологические идеи гештальт-психологии.

Содержание

Введение.3

Раздел І. Социально-психологические аспекты гештальт-психологии

1.1. Суть гештальт-психологии...5

1.2. Физические гештальты и инсайт.8

1.3. Значение гештальтпсихологии.9

ІІ. 1. Гештальт-подход в терапии.11

ІІ. 2. Теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях.13

ІІ. 3. Основные принципы философии и теории гештальт-терапии.16

Заключение.17

Список использованной литературы...20

Введение

Гештальтпсихология (Gestalt целостная форма, структура) развилась вследствие протеста против бихевиоризма и существовавших ранее психологических направлений. Если удастся понять суть гештальтпсихологии, то мы приблизимся и к пониманию когнитивной психологии, так сделаем же шаг вперед и попытаемся разобраться, что это за направление и к чему оно привело.

Бихевиористы ставили поведение во главу угла, согласно же гештальтпсихологии, поведение нечто большее, чем связка рефлексов. Оно целостно и, следовательно, целостный подход к психике противопоставлялся гештальтпсихологами дробности всех других направлений.

Зародившись одновременно с бихевиоризмом, гештальтпсихология вначале занималась исследованием ощущений, образный же аспект психической жизни, несмотря на все усилия, выскальзывал из рук, и это происходило потому, что не было теории, которая могла как-то объяснить полученные экспериментальные данные. Гештальтпсихология сформировалась во время господства идеалистической философии, что, естественно, отразилось на ее направленности.

Наиболее известные представители - М. Вертхаймер (1880 - 1943), В. Кёлер (1887 - 1967), К. Коффка (18861941). В 1921 они основали журнал "Психологические исследования" ("Psychologische Forschung"). Г. возникла в 10-х гг. ХХ века как реакция на неудачу программы интроспекционизма (см. интроспекция), представители которого пытались вычленить атомарные восприятия. Другим объектом спора была концепция структурализма, также предполагавшая первичное независимое существования частей структуры. С точки зрения Г., атомарных восприятий не существует, воспринимается сразу гештальт, т.е. целостный образ. В восприятие вносит вклад фон, окружение предмета, а также психологические предрасположения субъекта (его ожидания, желания; совокупность этих предрасположений, с добавлением важнейшего фактора прошлого опыта, получила затем в школе отечественного психолога Узнадзе (1886 - 1950) наименование "установка"). Взаимовлияние философии и Г. было многообразным. Г. продолжает традиции т.наз. Австрийской школы психологии, основатель которой Х. Эренфельс (1859 - 1932) был учеником Ф. Брентано (1838 - 1917) и которая находилась под влиянием А. Мейнонга (1853 - 1920), ученика Брентано. Учение Брентано об интенциональности сознания положило начало теории целостного восприятия. С другой стороны, сами представители Г. находились под значительным влиянием Э. Гуссерля, также ученика Брентано. Гуссерлевская концепция предполагает, что сознание прежде всего конституирует смысл. Перцепция не первична по отношению к смыслополаганию, она является как бы его естественной частью. Наряду с самим предметом в акте конституирования полагается т.наз. горизонт предмета, который слагается из совокупности смысловых связей субъекта: его прошлого опыта, его ожиданий и др. Эта концепция находится в прямой связи с учением Гусерля о целостном восприятии гештальтов и о роли в восприятии фона.

В свою очередь, влияние Гештльт было значительным в эпистемологии и философии науки, сыграв роль в объяснении специфики неявного, личностного знания, механизмов роста научных знаний и научных революций.

Раздел І. Социально-психологические аспекты гештальт-психологии

1.1. Суть гештальт-психологии

Слово «гештальт означает "форма", "структура", "целостная конфигурация", т. е. организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. В это время особое внимание уделялось проблеме целого и части» . Многие ученые подходили к пониманию, что качество целостного образования не сводилось к сумме отдельных элементов, входящих в целое, и, что оно не может быть выведено из них. А вот именно целое и определяет качественные особенности элементов, поэтому гештальтпсихологи считают, что переживание целостно и его невозможно просто разделить на составные части. «Гештальтпсихология (нем. форма, целостность) - идеалистическое сенсуалистическое направление совр. зарубежной психологии, возникшее в Германии в 1912 г. Предшественником Г. является X. фои Эренфельа (1859-1932). Гл. представители: М. Вертхеймер (1880-1944), В. Келер (1887-1967) и К. Коффка (1886-1941). Философская основа - гуссерлианство и махизм. В противоположность ассоциативной психологии Г. первичными и осн. элементами психики считает не ощущения, а некие психические структуры, целостные образования, или «гештальты». Их формирование, согласно Г.; подчиняется якобы внутренне присущей психике способности образовывать простые, симметричные, замкнутые фигуры. Теория Г. покоится на отрыве индивида от внешней среды и его практической деятельности. Целостность психических образований гештальтисты в конечном счете объясняют имманентными субъективными «законами», что приводит их к идеализму. Позднее идеи Г. (особенно понятие «гештальт») были распространены на область физических, физиологических и даже экономических явлений. Теоретическая несостоятельность Г. была показана И. П. Павловым, а также психологами-материалистами (Л. С. Выготским и др.).»

Можно считать одним из "камней фундамента" школы гештальтпсихологии немецкого философа-идеалиста Ф. Брентано. Он развил учение о предметности сознания как родовом признаке психических феноменов, и стал основателем целой плеяды будущих основоположников гештальта. Его ученик К. Штумпф был приверженцем феноменологии и предвосхитил основные идеи гештальтпсихологии, и Г. Мюллер, который занимался экспериментальной психологией, психофизикой и памятью.

Они в свою очередь имели ученика Э. Гуссерля, из Геттингенского университета, являющегося автором идеи, согласно которой логика должна быть превращена в феноменологию, цель которой раскрыть фундаментальные феномены и идеальные законы познания, а феноменология должна абстрагироваться от всего, связанного с существованием человека, и изучать "чистые" сущности. Для этого интроспективный «(от лат. introspecto смотрю внутрь, самонаблюдение) метод не годился, возникла необходимость его преобразования, в результате появился феноменологический метод» .

На этой базе возникла школа гештальтпсихологии, представителями которой стали М. Вертхеймер, В. Келлер и К. Коффка, основавшие в 1921 г. журнал "Психологические исследования", Д. Катц и Е. Рубин и многие другие ученые.

Гештальтпсихологами были проведены многие исследования и работы в области восприятия и памяти. Ученица В. Келлера Г. Фон Ресторф провела ряд опытов и вывела зависимость успешности запоминания от структуры материала.

В предвоенные годы прошлого века школа гештальтпсихологии распалась из-за неспособности разработать единую схему анализа психической реальности. Но идеи гештальтпсихологов все еще имеют влияние, хотя и не столь популярны в современной психологии.

Датский психолог Е. Рубин изучал феномен "фигуры и фона" , говорящий о целостности восприятия и ошибочности представления о нем как мозаике ощущений. Так, например, на плоском рисунке фигура воспринимается как замкнутое, выступающее вперед целое, отделенное от фона контуром, тогда как фон кажется находящимся сзади.

Использованная литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968.
  2. Выготский Л.С. = Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005
  3. Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991, С. 56-80.
  4. История зарубежной психологии: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986.
  5. История психологии / М. Г. Ярошенко - М.: Мысль. 1976.
  6. Общая психология / Под ред А.В.Петровского. М., 1986.
  7. Основы психологии / Л. Д. Столяренко Ростов - на - Дону. 1997.
  8. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. -Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.
  9. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб, 2004.
  10. Психология Словарь справочник / М. И. Дьченко, Л. А. Кандыбович - Мн.: Хэлсон. 1998.
  11. Психология / Р. С. Немов. М: 1998
  12. Рубинштейн. С. Л. Основы общей психологии. Т. 1. М., 1989.
  13. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981.
  14. Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М., 1926.
  15. Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  16. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1966.


Другие похожие работы