Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

МПСИ

Дипломная по предмету:
"Психология"



Название работы:
"МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ "




Автор работы: Григорьева Анастасия
Страниц: 52 шт.



Год:1997

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

ВВЕДЕНИЕ

Данная дипломная работа посвящена нейропсихологическому изучению межполушарной асимметрии в организации психических процессов и её формированию в онтогенезе.

Актуальность проблемы.

Проблема межполушарной асимметрии в организации психических процессов является одной из наиболее интенсивно разрабатываемых в современной психологии как в нашей стране, так и зарубежом. Теоретическое значение проблемы межполушарной организации психических процессов состоит в её непосредственном отношении к структурной и функциональной организации мозга, к раскрытию возможностей управления его деятельностью и повышению эффективности его работы.

Основываясь на важнейших положениях отечественной психологической науки о социальном происхождении и системном строении психических процессов, возникающих в процессе прижизненного развития и динамически изменяющиеся по мере формирования, нейропсихология накопила много фактов, свидетельствующих о том, что приуроченность функций к мозгу носит не абсолютный, а относительный характер, что каждая из них опирается на совместную работу многих мозговых структур, выполняющих свою, специфическую роль и вносящих в их осуществление свой, специфический вклад.

Благодаря системной организации психических процессов, поражение узко ограниченного участка мозговой коры ведёт к выпадению не какой-либо одной изолированной функции, а к целому комплексу взаимосвязанных расстройств. Первичный дефект, возникающий при каждом очаговом поражении, вызывает распад только тех функциональных систем, которые включают в свой состав пораженное звено и оставляет те психические процессы, которые включают в свой состав поражённое звено и оставляет те психические процессы, в состав которых данное звено не входит.

Избирательный характер нарушений высших психических процессов при локальных поражениях мозга позволяет использовать эти нарушения как для локальной диагностики мозговых поражений, так и для изучения внутренней структуры самих психических процессов. Системное представление о мозговой организации высших психических процессов создаёт основу для разработки эффективных методов восстановления нарушенных функций при локальных поражениях мозга и в большей мере позволяет управлять этим процессом.

Достижения отечественной нейропсихологии позволили сформулировать основные принципы функциональной организации мозга и раскрыть конкретные формы его работы. Они раскрыли функциональное значение многих мозговых структур в организации высших психических функций. Особенно хорошо изучена в нейропсихологии та роль, которую в организации высших психических процессов играют различные отделы левого полушария.

Функциональное значение правого полушария изучено в значительно меньшей степени. В подавляющем большинстве исследований межполушарная асимметрия рассматривается статически, без учёта тех изменений, которые отдельные психические процессы претерпевают в ходе их онтогенетического и функционального развития. Без анализа этих изменений невозможно развитие закономерностей проявления функциональной асимметрии мозга на разных этапах онтогенеза.

Цель и задачи исследования.

Цель данного исследования состояла в нейропсихологическом изучении межполушарной асимметрии в организации психических процессов и её формирования в онтогенезе.

В задачи исследования входило:

1. изучение влияния лево- праворукости на организацию психических процессов;

2. изучение формирования психических процессов в онтогенезе в зависимости от фактора ведущей руки.

Гипотезой в данной работе явилось предположение о том, что на формирование психических процессов в онтогенезе влияет фактор ведущей руки.

Предметом сравнительного анализа явилась зависимость формирования психических процессов у детей в онтогенезе от фактора ведущей руки.

Такая постановка цели и задач исследования диктовалась как теоретическими, так и практическими потребностями нейропсихологии, с одной стороны, недостаточной разработанностью представлений о межполушарной асимметрии в организации психических процессов, а с другой – задачами диагностики психических процессов у детей, в зависимости от ведущей руки.

Содержание работы

Введение

Часть I. Проблемы межполушарной асимметрии в нейропсихологии

Глава 1. Современные представления о функциональной асимметрии полушарий головного мозга в организации психических процессов

1.1. Функциональная асимметрия мозга у взрослых

1.2. Функциональная асимметрия мозга у детей

1.3. Специфика нейропсихологического подхода к изучению межполушарной организации психических процессов

Глава 2. Роль левого полушария в организации психических процессов в детском возрасте

2.1.Участие левого полушария в осуществлении речевых процессов

2.2. Участие левого полушария в осуществлении перцептивных

Глава 3. Роль правого полушария в организации психических процессов в детском возрасте

3.1. Участие правого полушария в осуществлении речевых процессов

3.2. Участие правого полушария в осуществлении перцептивных процессов

Глава 4. Взаимодействие полушарий головного мозга в организации психических процессов

Глава 5. Роль фактора доминантности в формировании функциональной асимметрии мозга

5.1. Практическая часть

5.2. Задачи, методики и материал исследования

5.3. Описание методик

5.4. Контрольные группы

5.5. Анализ полученных фактов

Выводы

Библиография

Приложение

Использованная литература

  1. Аветистов Э.С. Ведущий глаз.//БМЭ. М., Сов. Энциклопедия, т.4.
  2. Агаян Г.С., Хомская Е.Д. Межполушарная асимметрия как показательсостояния двигательных способностей.Ереван,1987.
  3. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под.ред Цветковой Л.С.. М.: МПСИ; Воронеж: Изд.:НПО «МОДЕК», 2001.
  4. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия прстранства у детей. М.: Просвещение, 1964.
  5. Бабаджанова Н.Р. Изучение тактильных функций у больных с поражением теменных областей левого и правого полушарий мозга. // Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. М., Наука, 1986.
  6. Балонов Л.Я., Деглин В.Л., НиколаенкоН.Н. О роли доминантного и едоминанного полушарий в регуляции эмоциональных состояний и эмоциональной экспрессии.//Функциональная асимметрия и адаптация человека. М., 1976.
  7. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно. Школа для родителей.// Хорошо ли быть левшой? М.: изд. «Семья и школа», 1995.
  8. Бианки В.Л., Филиппова Е.Б. Шрамм В.А. и т.д.Слухоречевая и зрительно пространственная память у младших школьников с различным латеральным профилем. Физиология человека, 1996, т.22. №3.
  9. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия человека. М., Медицина, 1981. 2-е издание – 1988.
  10. Выготский Л.С Развитие высших психических функций. М.,1990. Выявление леворукости и психогигиена леворуких детей.Метод. рекомендации. /Под ред. А.П.Чуприкова. М.,1985.
  11. Гурова Е.Б. Функциональная асимметрия головного мозга и характер кортико-висцералных взаимоотношений у человека и животных.//Функциональная асимметрия и адаптация человека. М.,1976.
  12. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н.Левши. М., Книга, 1994.
  13. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. М., Медицина, 1977.
  14. Доброхотова Т.А., Федорук А.Г., Брагина Н.Н. Функциональная асимметрия в деятельности человека. //Взаимоодношения полушарий мозга. Тбилиси, 1982.
  15. Еремеева В.Д. Типы латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости. //Вопросы психологии, 1989, №6.
  16. Ильин Е.П. О возрастных особенностях функциональной асимметрии у человека.//Мат.VI науч. конф. По вопросам возрастной морфологи, физиологии, биохмии.М., 1963.
  17. Каменская В.Г., Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. К вопросу о функциональных связях правого и левого полушарий мозга с различными отделами серединных структур у правшей.//Функциональная асимметрия и адаптация человека. М., 1976.
  18. Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М., Наука,1983.
  19. Котик Б.С. Исследование латерализации речевых функций методом дихотического прослушивания. //Психологические исследования.М., изд-во МГУ,1974.
  20. Котик Б.С. Межполушарное взаимодействие у человека. Ростов – на – Дону,1992.
  21. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М.: Изд.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.
  22. Макарьев И. Если ваш ребёнок левша. С.-П.: изд. «МИК», 1995.
  23. Матова М.А. Формирование асимметрии и симметрии зрительного восприятия в процессе практической деятельности человека.//Вопросы психологии, 1980, №1.
  24. Морозов В.П., Вартанян И.А. и др. Восприятие речи: Вопросы функциональной асимметрии мозга. Л., Наука, 1988.
  25. Мосидзе В.М., Рашинешвили Р.С. и др. Функциональная асимметрия мозга. Тбилиси, 1977.
  26. Семенович А.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей левшей. Методические рекомендации для педагогов и родителей. М., 1994.
  27. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. М.,1978.
  28. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1985.
  29. Спрингер С., Дейч Г, Левый мозг, правый мозг. М., 1983.
  30. Трауготт Н.Н. Межполушарные взаимодействия при локальных поражениях головного мозга.//Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. М., Наука,1986.
  31. Хомская Е.Д., Герасимов Ф.М. Особенности вербальных функций при различных типах межполушарной организации мозга в норме. //Вестник МГУ,сер.14»Психология»,1991,№4.
  32. Хрестоматия по нейропсихологии. / Отв. Ред Е.Д. Хомская: Учебное пособие для студентов факультетов психологии ВУЗ. – М.: Российское психологическое общество, 1999.
  33. Л.С Цветкова. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 2-е, ипр. И доп. – М.: «Российское педагогическое агенство», «Когито-центр», 1998.
  34. Цветкова Л.С.. Нейропсихология и афазия: новый подход. – М.: МПСИ; Воронеж: Изд. НПО «МОДЕК», 2001.
  35. Цветкова Л.С., Н.Г.Торчуа. Афазия и восприятие. – М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж:НПО «МОДЕК», 1997.
  36. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. Уч. пособие. – М.: МПСИ, 2000.
  37. Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: МПСИ, Воронеж: Изд. НПО «МОДЕК», 2000.
  38. Чуприков А.П. История взглядов на леворукость. Ворошиловград,1985.
  39. Чуприков А.П. Антропоизмерения и охрана здоровья леворуких.//Леворукость у детей и подростков.М.,изд-во Мин. Здрав. СССР,1987.
  40. Эрдели А.К Исследование функциональной асимметрии тактильного восприятия. // Вопросы психологии,1979, №2.


Другие похожие работы