Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Исследование особенностей познавательной деятельности в структуре ВКБ больных неврастенией и истерическим неврозом

Исследование особенностей познавательной деятельности в структуре ВКБ больных неврастенией и истерическим неврозом

МПСИ

Дипломная по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Исследование особенностей познавательной деятельности в структуре ВКБ больных неврастенией и истерическим неврозом"




Автор работы: Григорьева Анастасия
Страниц: 91 шт.



Год:2002

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Настоящее время представляет собой период бурных изменений в политической и экономической жизни общества. Рост распространенности невротических и неврозоподобных расстройств связан с постоянно увеличивающейся напряженностью современной жизни, усложнением интерперсональных отношений, повышением требований, которые общество предъявляет к личности. Особое значение эта проблема приобретает для условий Удмуртии, что обусловлено спецификой данного региона, включающей определенные климатические условия, социо-культурные особенности.

В структуре пограничных нервно-психических заболеваний все большее место занимают неврозы, что обусловливает высокую актуальность проблем, связанных с их диагностикой, лечением, психопрофилактикой и реабилитацией.

Актуальность данного экспериментально – психологического исследования определялась увеличивающейся распространенностью пограничных психических расстройств, мозаичностью структуры заболевания, недостаточной изученностью особенностей клиники и динамики данного состояния.

Доля пограничных психических расстройств в структуре заболеваемости психическими расстройствами в Удмуртской Республике составляет 75,8 %. Показатель заболеваемости ППР составляет 358, 50 на 100 000 населения, превышая среднефедеративные показатели в 1,34 раза. Наиболее распространенными ведущими синдромами явились: астенический, депрессивный, диссоциативный и тревожный (20)

Некоторые авторы (5,13,18,23,25,60) подчеркивают характерную для современных пограничных расстройств тенденцию к затяжному и хроническому течению. Для эффективного лечения и организации психопрофилактической и реабилитационной работы необходим учет не только особенностей проявлений болезни, но и знание тех «внутренних условий личности» (42), через которые преломляются все психотравмирующие факторы и которые опосредованно способствуют формированию определенного заболевания или утяжелению уже имеющейся симптоматики (24,27,30,31).

К таким «внутренним условиям» относится особая форма познавательной деятельности больных неврозами (в частности, неврастенией и истерическим неврозом), обладающая собственным содержанием и специфичностью, играющая большую роль в процессе формирования внутренней картины болезни (ВКБ).

Мы обратились к этой теме в связи с социальным заказом отделения неврозов № 9 Республиканской Клинической Психиатрической больницы г. Ижевска. Полученные данные помогут дополнить синдромально-нозологическую диагностику неврозов клинико-психологическими характеристиками, способствующими планированию дифференцированной терапевтической тактики и, тем самым, повышению эффективности лечения. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в клинической практике медицинских психологов и психиатров для решения вопросов ранней дифференциальной диагностики и возможного прогноза течения основных форм неврозов, а также для определения форм и методов психотерапии, обоснования психокоррекционных и реабилитационных мероприятий по адаптации изучаемых групп больных в социальной микросреде. Знание личностных факторов, способствующих развитию, обострению и неблагоприятному течению невротических расстройств, дает возможность целенаправленной разработки профилактических мероприятий.

Данная работа носит ориентировочный характер, имеет практическую направленность.

Практическая значимость исследования: Результаты исследования способствуют более глубокому пониманию патогенеза неврастении и истерического невроза, подбору методик исследования. Полученные данные позволяют вести дифференциальную диагностику неврозов и возможного прогноза течения данных форм заболевания, а также для выявления «психотерапевтических мишеней» терапии, для определения форм и методов психотерапии, обоснования психокоррекционных и реабилитационных мероприятий по адаптации изучаемых групп больных в социальной микросреде. Необходимость учета фактора неустойчивости психической деятельности и личностных особенностей, способствующих развитию, обострению и неблагоприятному течению неврастении и истерического невроза, дает возможность разработки профилактических мероприятий.

Теоретической основой нашего исследования стали работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищева, Б.Д, Карвасарского, Е.Т. Соколовой, В.В. Николаевой и других отечественных и зарубежных авторов (12,18,24,32,34,38,39,41,52,60).

Цель работы: Экспериментально – психологическое исследование особенностей познавательной деятельности (мышления, памяти, внимания) в структуре ВКБ личности больных неврастенией и истерическим неврозом для оценки его значимости, для ранней дифференциальной диагностики, прогнозирования течения заболевания, влияния на эффективность лечения и обоснования подхода при выборе методов психотерапии, психокоррекции и реабилитационной работы, а также анализ их собственных переживаний.

Соответственно, задачами исследования были:

1. Анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме исследования.

2. Характеристика познавательных процессов (память, внимание, мышление) и личностных особенностей больных неврастенией.

3. Характеристика познавательных процессов (память, внимание, мышление) и личностных особенностей больных истерическим неврозом.

4. Сравнительный анализ состояния познавательной деятельности и особенностей личности, больных неврастенией и истерическим неврозом в структуре ВКБ.

5. Сравнительный анализ субъективной оценки больных своих собственных переживаний, связанных с болезнью, с объективными данными психологического исследования больных неврастенией и истерическим неврозом.

6. Практическая задача: «Диагностическая оценка готовности пациентов к психотерапевтической работе».

Объект исследования: Пациенты отделения неврозов № 9 РКПБ г. Ижевска в количестве 20 человек, в возрасте от 30 до 50 лет, длительность заболевания которых от 3-х лет до 5 лет. Основой в исследовательской работе является наличие у больных уточненного диагноза. Все больные были консультированы психиатрами, диагноз не вызывал сомнений. Обследование проводилось в условиях стационарного лечения в отделении неврозов с сентября 2001 года по май 2002года.

Предмет исследования: Особенности познавательной деятельности (мышления, памяти, внимания) больных неврастенией и истерическим неврозом.

Гипотеза исследования: Предполагается, что при длительности заболевания вследствие явлений астенизации могут наблюдаться изменения познавательной деятельности: падение показателей памяти и внимания, истощаемость, что в свою очередь отражается на субъективной оценке больных своих собственных переживаний. Необходимость изучения этих изменений диктуется, прежде всего, потребностями медицинской практики.

Использовались следующие методики:

1.Заучивание 10 слов (А.Р. Лурия).

2. Методика «пиктограмм» (опосредованное запоминание).

3. Таблицы Шульте.

4. Последовательное вычитание цифр – из 200 по 17.

5. Методика «Сравнение понятий».

6. Методика «Понимание пословиц».

7. Методика «Исключение понятий».

8. Методика «Простые аналогии».

9. Классификация предметных картинок.

10. Методика самооценки Дембо-Рубинштейна.

11. Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера.

12. Методика определений акцентуаций характера К. Леонгарда – Шмишека.

13. Опросник Спилбергера.

14. Шкала астенического состояния.

В проведении исследования использовались подробная клиническая беседа, анализ истории болезни, материалы самоописания больных. Статистическая обработка полученных результатов проводилась методом Стьюдента и линейным коэффициентом корреляции Пирсона.

Содержание работы

Введение …….. ……………………………………………………………. 3

Глава 1. Изучение познавательной деятельности в структуре ВКБ больных неврастенией и истерическим неврозом (психологический аспект)...….8

1.1. Понятие внутренней картины болезни (ВКБ)………………………...8

1.2. Понятие невроза (неврастения и истерический невроз)……………18

1.3. Понятие астенического синдрома…………………………………….26

1.4. Особенности познавательной деятельности (памяти, внимания, мышления) больных неврастенией и истерическим неврозом……...31

Глава 2. Экспериментально – психологическое исследование особенностей познавательной деятельности в структуре ВКБ больных неврастенией и истерическим неврозом…………………………………………………….35

2.1. Организационно-методическое обеспечение исследования………...35

2.2. Анализ и описание результатов, полученных при исследовании особенностей познавательной деятельности в структуре ВКБ больных неврастенией и истерическим неврозом…………………………………..47

2.3. Сравнительный анализ особенностей познавательной деятельности в структуре ВКБ больных неврастенией и истерическим неврозом……...64

Выводы ………………………………………………………………………76

Заключение ………………………………………………………………….79

Литература…………………………………………………………………...81

Приложения…………………………………………………………………..86

Использованная литература

  1. Актуальные проблемы соматопсихиатрии и психосоматики. Тезисы докладов на Пленуме правления общества, г. Челябинск, сентябрь 1990 г. – М., 1990.
  2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. – М. – Воронеж, 1996.
  3. Андреева Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы. – М. – Воронеж, 1999.
  4. Асмолов А.Г. Психология лич¬ности.— М., 1990.
  5. Бадалян Л.О. Невропатология. – М., 1982.
  6. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. – М. – Воронеж, 1997.
  7. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. – Р- н/Д, 1996.
  8. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — М. – Воронеж, 1997.
  9. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.
  10. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы лично¬сти //— Вести. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. —1981.-№ 2.
  11. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М. – Воронеж, 1996.
  12. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. – М.- Воронеж, 1996.
  13. Гиндикин В.Я. Лексикон малой психиатрии. – М., 1997.
  14. Гройсман А. Л. Медицинская психология: Лекции для врачей-слушателей курсов последипломного образования. – М.,1998.
  15. Демьянов Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. – СПб., 1999.
  16. Зайцев В. П. Значение психологических факторов в кар¬диологии // Функциональные психогенные нарушения в клинике внутренних болезней. — М., 1980.
  17. Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М., 1986.
  18. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. – М. – Воронеж, 1998.
  19. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М. – Воронеж, 1996.
  20. Исследование профиля личности больных истерическим неврозом. //Сборник материалов Второго Международного Медицинского Конгресса «Образ Этнокультурной жизни и здоровье населения». – Ижевск, 1998. – С. 162 – 163 (Соавт. Реверчук В.Г.).
  21. Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Ме¬тоды психологической диагностики и коррекции в клинике. — Д., 1983.
  22. Каплан Г.И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия. В 2т. – М., 1998.
  23. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. – М., 1982.
  24. Карвасарский Б.Д. Неврозы. – М., 1980.
  25. Квасенко А. В., Зубарев Ю. Г. Психология больно¬го. — Л., 1980.
  26. Клиническая психология /Сост. и общей ред. Н.В. Тарабриной. – СПб, 2000.
  27. Ковалев В. В. Личность и ее нарушения при соматиче¬ской болезни // Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. — М., 1972.
  28. Кондаков В.С., Золотухина О.Н. Личность наизнанку. – Ижевск, 1999.
  29. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. - Прага, 1985.
  30. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. – М., 1997.
  31. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. – М., 1984.
  32. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975.
  33. Личко А. Е., Иванов Н. Я. Медико-психологическое обследование соматических больных // Ж. невропатологии и психиатрии им. Корсакова.— 1980. — № 8.
  34. Лурия Р. А. Внутренняя картина болезней и иатрогенные заболевания. — М., 1944; М., 1977.
  35. Маджидов Н.М., Трошин В.Д. Профилактическая неврология. – Ташкент, 1995.
  36. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М., 1999.
  37. Муладжанова Т. Н. Психологический анализ изменений личности у больных хронической почечной недостаточ¬ностью, находящихся на лечении гемодиализом: Автореф. канд. дис. — М., 1983.
  38. Мясищев В. Н. Проблема отношений человека и ее ме¬сто в психологии // Вопросы психологии.— 1957. — № 5.
  39. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М. – Воронеж, 1995.
  40. Мясищев В. Н., Лебединский М. С. Введение в медицинскую психологию. — М., 1966.
  41. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. Психологическое исследование. – М., 1987.
  42. Новиков А.С. Клинико-психологические особенности ВКБ при неврозах и неврозоподобных состояниях органического генеза. Автореферат. – Харьков, 1992.
  43. Основные направления современной психотерапии. – М., 2000.
  44. Патопсихология: Хрестоматия /Сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2000.
  45. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 1986.
  46. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: //Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб, 2001.
  47. Практикум по патопсихологии /Под ред. Б.В. Зейгарник, В.В. Николаевой, В.В. Лебединского. – М., 1987.
  48. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара, 1999.
  49. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М., 1998.
  50. Рейнвальд Н. И. Проявление структуры личности боль¬ного в его отношении к своей болезни // Психология и медици¬на. Материалы симпозиума, — М., 1978.
  51. Рохлин Л. Л. «Сознание болезни» и его значение в клинической практике//Клиническая медицина.— 1957. — № 9. Рохлин Л. Л. Очерки психиатрии. — М., 1967. Рохлин Л. Л.
  52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 1999.
  53. Руководство по психиатрии: в 2-х т. / Под ред. А.С. Тиганова, А.В. Снежневского. – М., 1999.
  54. Свядощ А.М. Неврозы. – СПб, 1997.
  55. Сеченов И.М. Психология поведения. – М. – Воронеж, 1995.
  56. Скворцов К. А. Очерки по психотерапии соматического больного. — М., 1958.
  57. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии. - М., 2001.
  58. Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и па¬тологии. — М., 1976.
  59. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования лич¬ности. — М., 1980.
  60. Соколова Е.Г., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М., 1995.
  61. Сравнительный анализ семейных отношений больных пограничными психическими расстройствами русской и удмуртской национальностей. //Материалы межвузовской конференции «Актуальные медико-биологические проблемы в современных условиях». – Ижевск, 2001. С. 189 – 191.
  62. Ташлыков В.А. Внутренняя картина болезни при неврозах и ее значение для терапии и прогноза. Автореферат. – Л., 1986.
  63. Ташлыков В. А. Психология лечебного процесса. — Л., 1984.
  64. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М. – Воронеж, 1998.
  65. Тхостов А. Ш. Психологический анализ изменений личности при некоторых онкологических заболеваниях: Автор канд. дис. - М., 1980.
  66. Фрумкин Я. П., Мизрухин И. А. Личность и психи¬ческое заболевание//Материалы симпозиума «Проблемы лично¬сти».—Т. 2. — М., 1970.
  67. Чудновский В.С., Чистяков Н.Ф. Основы психиатрии. – Р-н/Д., 1997.
  68. Чуркин А.А., Мартюшов А.Н. Краткое руководство по использованию МКБ – 10 в психиатрии и наркологии. – М., 1999.
  69. Шевалев Е. А. О переживании болезни // Советская пси¬хоневрология. — 1936. — № 4.
  70. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1998.


Другие похожие работы