Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Социально-психологические особенности полеролевой идентификации в подростковом возрасте

Социально-психологические особенности полеролевой идентификации в подростковом возрасте

Східноукраїнский національний університет імені Володимира Даля

Дипломная по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Социально-психологические особенности полеролевой идентификации в подростковом возрасте"




Автор работы: Юлия
Страниц: 71 шт.



Год:2006

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но также ко всему обществу в целом.

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно-обсуждаемых в обществе. Данная проблема волнует многих современных социальных психологов, которые предвидят переоценку гендерных ценностей. Диспуты, споры, полемика разгораются среди ученых в самых разных направлениях гендерной психологии.

Очень часто человек создает себе образы других людей, основываясь не на том, что они в действительности собой представляют и что делают, а на предположениях о том, какими эти люди должны быть и что должны делать или на собственных пожеланиях видеть этого человека таким, каким его хочется увидеть.

В настоящее время гендерные исследования достаточно широко проводятся во всем мире, в том числе (последние 15 лет) и в Украине.

В украинской средней школе нет единой и определенной концепции полового воспитания. В подходе к предмету обучения, его содержанию, культуре отношений мужчины и женщины нет согласованности. Открытой и острой остается проблема определения моральных стандартов, идеалов и ценностей в сфере сексуальных отношений. Эти темы последние 10 лет стоят на повестке дня, обсуждаются педагогической общественностью, но пока без особых результатов.

Коммуникационные процессы играют важную роль в формировании гендерных стереотипов как искусственным способом (через целенаправленную деятельность СМИ, пропаганды, на уровне сознания и бессознательных процессов), так и естественным путем (через аккумулированный индивидуальный и групповой опыт, отражающий определенные исторические национально-культурные формы общественного сознания, выраженные в виде обыденных представлений и в виде научного знания). Те социокультурные данности, которые окружают ребенка с самого рождения, воспринимаются им как единственно правильные, ибо подтверждаются в ежедневной практике.

Был опубликован ряд обзорных и эмпирических работ, посвященных половой социализации и психологическим различиям мужчин и женщин: Агеев В.С., Алешина Ю.Е., Бендас Т.В., Каган В.Е. Репина Т.А., вышли переводные и отечественные монографии: Берн Ш., Ильин Е.П., Кон И.С. Мухина В.С.

Объект исследования становление полоролевой идентичности подростков.

Предмет исследования - особенности социально-психологической полоролевой идентификации подростков.

Цель исследования выяснение (по трем параметрам: уровень маскулинности феминности, уровень андрогенности и уровень самоидентификации с мужчиной или женщиной) своеобразия, переживания подростками полоролевой идентичности.

Общая выборка составила 60 человек: 32 девочек и 28 мальчиков в возрасте 14-16 лет (8-е и 10-е классы), учащихся средней общеобразовательной школы №26 г. Луганска.

Гипотеза: представления о мужественности и женственности у подростков обусловлены наличием в обществе полоролевых стереотипов и связаны с традиционными эталонами мужественности и женственности.

Теоретико-методологической базой исследования выступили теория социальных ролей А. Игли и новая психология пола Е. Маккоби, К. Джеклин, С. Бем.

Методы исследования:

1) наблюдение,

2) полоролевой опросник С. Бем;

3) проективная методика: «20 предложений Я»;

4) стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI) 5-я шкала - шкала "мужественности-женственности".

Задачи исследования:

1. Раскрыть психологическое содержание процесса полоролевой идентичности подростков.

2. Выяснить, в чем заключается особенность влияния социально-психологических факторов на формирование подростками полоролевой идентичности.

3. Выяснить, в чем состоит отличие переживаний половой идентичности у девочек, и, отдельно у мальчиков.

4. Разработать и апробировать диагностические методики в связи с целью настоящего исследования, направленные на изучение образа своего и противоположного пола у современных подростков.

5. Разработать психолого-педагогические рекомендации для оптимизации процесса социализации школьников с ярко выраженными и преобладающими феминными либо маскулинными чертами личности.

Теоретическое значение данной работы заключается в выявлении социально-психологических особенностей своеобразия переживания подростками полоролевой идентичности.

Практическое значение состоит в применении результатов данного исследования для применения разработанных психолого-педагогических рекомендаций для оптимизации процесса социализации школьников, и облегчении межличностных контактов.

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1. Анализ теорий отечественной и зарубежной литературы изучения полоролевой идентификации подростков

Трудно переоценить значение пола для понимания психологических особенностей и характеристик жизненного пути человека. Вопрос соотношения и изменения традиционных ролей и психологических особенностей мужчин и женщин, ранее рассматривавшийся лишь в контекст полового просвещения и семейных отношений, все чаще поднимается в отечественной психологии.

B. С. Агеев пишет, что типично мужской образ это набор черт, связанный с социально не ограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку. При этом чрезмерная акцентуация как типично маскулинных, так и типично феминных черт приобретает уже негативную оценочную окраску: типично отрицательными качествами мужчины признаются грубость, авторитаризм, излишний рационализм и т.п., женщин формализм, пассивность, излишняя эмоциональность и т.п. [1]

В течение жизни человека биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Пол новорожденного задает взрослым определенную программу его воспитания. Происходит обучение ребенка половой роли в соответствии с культурными традициями данного общества. Сюда входит система стереотипов маскулинности и феминности, т. е. представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины.

Возникновение половой идентификации объясняется различными теориями. Так, Т. А. Репина провела анализ теорий полоролевой социализации в западной психологии. [14]

Традиционная психоаналитическая концепция, начиная с З. Фрейда, как известно, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим факторам и считает основным ее механизмом процесс идентификации ребенка с родителями. Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам и что личность тогда развивается гармонично, полноценно, когда она следует полоролевым моделям родителя своего пола, когда не нарушается ее половая идентификация.

Теория социального научения и ее разновидность теория моделирования (А.Бандура, Р.Уолтерс, X. Биллер), опираясь на бихевиористский принцип обусловливания, утверждает, что все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители. Как считают сторонники социального научения, ребенок идентифицирует себя не с одним из родителей, а с неким абстрактным образом мужчины и женщины, созданным им на основании многих наблюдений над

Содержание работы

Содержание

Введение 7

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 10

1.1. Анализ теорий отечественной и зарубежной литературы

изучения полоролевой идентификации подростков 10

1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста 13

1.3. Поролевая идентификация, как составляющая развития

личности подростка 19

Выводы к разделу 1 29

Раздел 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Обоснование и описание выбранных методов исследования

2.2. Анализ констатирующего эксперимента..

2.3. Практические рекомендации по формированию полоролевой идентификации в подростковом возрасте

Выводы к разделу 2

Выводы

Список использованной литературы

Приложения

Использованная литература

  1. Список использованной литературы
  2. Алешина Ю.Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины.// Вопросы психологии, 1991, №4, с.74-81.
  3. Араканцева Т.А., Дубовская Е.М. Полоролевые представления современных подростков как действенных фактор их самооценки // Мир психологии, 1999, №3. С. 147 -155
  4. Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование.// Вопросы психологии, 1989, №3, с. 64-69.
  5. Заводилкина О.В. Араканцева Т.А. исследование полоролевой идентичности у детей дошкольного возраста с помощью рисуночного теста //Актуальные проблемы детства. М., 1998. С. 67-71.
  6. Кон И.С. Категория "я" в психологии // Психологический журнал. 1981. Т.2.№3.
  7. Мудрик А.В. В поисках своего "Я" // Семья и школа. 1998.№10.
  8. Новоприходько А.К. К проблеме соотношения образа Я и самосознания// Вопросы психологии, 1992, № 1-2.
  9. Прихожан A.M. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание, обучение и психическое развитие. - М.,1984.
  10. Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков.// Вопросы психологии, 1997, №4, с. 39-47.
  11. Русалов В. М. Пол и темперамент // Психологический журнал, том 14, 1993, №6.
  12. Юферева Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии 1985, №3. С. 84
  13. Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков.//Вопросы психологии №3, 1985, с. 84-90.
  14. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. - М.: 2001.
  15. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1986.
  16. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968.
  17. Брандт Г.А. Природа женщины // Екатеринбург: Гуманитарный университет, -2000, С. 87-99.
  18. Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста// Собр. соч.: в6 т. Т. 4. С. 5-220; С. т .,1983. 244-269.
  19. Геодакян В.А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации // Проблемы передачи информации. - М., 1965, Том 1. С. 105-112.
  20. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1996, Т.2. С. 279-317.
  21. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. - Л., 1988.
  22. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. Л.: Медицина, 1988.
  23. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей. - Л.: Медицина, 1986.
  24. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. - М.: Педагогика, 1991.
  25. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. - М.: Педагогика, 1994.
  26. Колесов Д.В. Биология и психология пола. -М., 2000.
  27. Колесов Д.В., Сельверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. -М., 1978.
  28. Кон И.И. Подростковая психология на пороге XXI века. М., 2001.
  29. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1989. С. 219-245.
  30. Кон И.С. Психология половых различий.//Вопросы психологии, 1981, №2, с. 47-57.
  31. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Педагогика, 1989.
  32. Кон И.С. Психология ранней юности.М.,1989.
  33. Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978.
  34. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: «Питер», 2000.
  35. Краткий психологический словарь./ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985.
  36. Общая сексопатология./ Под ред. Г.С. Васильченко.- М.: Медицина, 1977.
  37. Рабочая книга школьного психолога // под ред. И.В. Дубровиной. - М.,1991.
  38. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.,1994.
  39. Сексология // Под. науч. ред. Д. Н. Исаева. - СПб.: «Питер», 2001 28-
  40. Столин В.В. Самосознание личности. М..1983.
  41. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории равития. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998. С. 335-374.
  42. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т.1. Теория: Пер. с англ./ Общ. Ред. А.В. Казанской. М.: Литера, 1996. 576 с.
  43. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту // под ред. И.В. Дубровиной. М.,1983.
  44. Формирование личности старшеклассника // под ред. И.В. Дубровиной. - М.,1989.
  45. Фрейд З. Введение в психоанализ М., 1989.
  46. Фрейд З. Очерки психологии сексуальности. М., 1998.
  47. Фролов Ю. И. Психология подростка// Хрестоматия. - М.Д997.
  48. Хорни К., Фромм Э. Психоанализ и культура. М., 1995. С. 191-261.
  49. Юферева Т.И. Формирование психологического пола.//Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту./ Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. С. 130-146.


Другие похожие работы