Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Общее понятие о психике с позиций различных учений

Общее понятие о психике с позиций различных учений

МИМЭО

Курсовая по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Общее понятие о психике с позиций различных учений"




Автор работы: Юлия
Страниц: 26 шт.



Год:2008

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

2.2. Фрейдизм

Фрейдизм названное по имени австрийского психолога З.Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов, фрейдизм преобразовался в общее учение о человеке, обществе и культуре. Ядро фрейдизма образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде. Запреты со стороны социальной среды (цензура сознания), нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т.п.

З.Фрейд выделил в душевной жизни человека системы Я (Эго), Оно (Ид), Сверх-Я (Супер-эго). Две последние системы локализуются в сфере бессознательного. Энергетическим источником является Оно (Ид) средоточие слепых инстинктов, сексуальных, либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению, независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Приспособлению к этой реальности служит Я (Эго), которое воспринимает информацию о внешнем мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия индивида в интересах его самосохранения. Сверх-Я (Супер-эго) включает моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные личностью большей частью бессознательно в процессе воспитания, прежде всего от родителей. Возникая благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом), оно проявляется в виде совести и может вызвать чувство страха и вины. Поскольку требования к Я (Эго) со стороны Оно (Ид), Сверх-Я (Супер-эго) и внешней реальности (к которой индивид должен приспособиться) несовместимы, он неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с помощью защитных механизмов вытеснения (неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания изгоняются из сознания, переводятся в сферу бессознательного, продолжая влиять на поведение индивида и переживаясь им в форме тревоги, страха и т.п.), рационализации, сублимации (лат. sublimare возносить трансформация инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества, переключение активности субъекта на более высокий уровень), регрессии .

2.3. Гештальтпсихология

Гештальтпсихология (нем. gestalt образ, форма) направление, возникшее в Германии в первой трети 20 века, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Долгое время объектом исследования молодой экспериментальной психологии являлось главным образом ощущение. При этом образный аспект психической жизни не раскрывался. Предметом социального теоретического анализа и эмпирического исследования гештальтпсихологии явилось изучение категории образа.

Во время зарождения гештальтизма особую остроту приобрела проблема целого и части, в том числе целостность психической жизни, ее внутренняя связанность. Будущие гештальтисты практически воспитывались в двух лабораториях: у ученика Ф.Брентано К.Штумпфа (Берлин) и у Г.Мюллера в Геттингенском университете, где профессором был Э.Гуссерль. Последний видел свою задачу в том, чтобы реформировать логику, а не психологию. Он считал, что логика должна быть превращена в феноменологию, цель которой раскрыть фундаментальные феномены и идеальные законы познания. Он считал, что феноменология должна абстрагироваться от всего, что связано с существованием человека, и постигать чистые сущности. Для этой задачи прежний, интроспективный метод бл непригоден. Требовалась его модификация, получившая название феноменологического метода. Все это было предпосылкой возникновения гештальтпсихологии как школы, родоначальниками которой были М.Вертхеймер, В.Келлер и К.Коффка, основавшие в 1921 г. журнал Психологические исследования, а также Д.Катц, Е.Рубин и др.

Первоначально в работах Д.Катца Построение мира цветов и Построение мира сознательных восприятий было показано, что зрительный и осязательный опыт несравненно полнее и своеобразнее, чем его изображение в психологических схемах, которые ограничиваются простыми понятиями, и что поэтому образ достоин того, чтобы изучаться как самостоятельный феномен, а не как простой эффект стимула. Важным свойством образа является его константность, постоянство при изменяющихся условиях восприятия. Условия варьируют, а чувственный образ остается постоянным. Вместе с тем константность разрушается, если объект воспринимается не в целостном зрительном поле, а изолированно от него.

Интересные факты, говорящие о целостности восприятия и ошибочности представления о нем как мозаике ощущений, были получены датским психологом Рубином, изучавшим феномен фигуры и фона. Фигура воспринимается как замкнутое, выступающее вперед целое, отделенное от фона контуром, тогда как фон кажется простирающимся позади. Об их различии убедительно говорят так называемые двойственные изображения, когда рисунок, например, воспринимается то как ваза, то как два профиля.

В развитии гештальтпсихологии важную роль сыграли экспериментальные исследования по изучению Вертхеймером так называемого фи-феномена. С помощью специальных приборов (стробоскопа и тахиостоскопа) он экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (прямые линии). Когда интервал был относительно большой, испытуемый воспринимал их последовательно. При очень коротком интервале они воспринимались как данные одновременно, а при оптимальном интервале (около 60 миллисекунд) возникало восприятие движения, т.е. глаз видел перемещение линии вправо или влево, а не две линии, данные последовательно или одновременно. В определенный момент, когда временной интервал начинал превышать оптимальный, испытуемый в какой-то момент воспринимал чистое движение, т.е. осознавал, что движение происходит, но без того, чтобы перемещалась сама линия. Это явление и было названо фи-феноменом. Фи-феномен выступал не как соединение отдельных сенсорных элементов, а как динамическое целое. Эти опыты опровергали концепцию о сложении ощущений в целостную картину. Они были повторены многими исследователями на самом разнообразном экспериментальном материале. И во всех случаях наблюдался фи-феномен.

В своей теоретической работе Физические гештальты в покое и стационарном состоянии В. Келлер стремился перестроить психологический способ объяснения по типу физико-математического. По его мнению, посредником между физическим полем и целостным восприятием должна стать новая физиология физиология не изолированных элементов и путей, а целостных и динамичных структур, т.е. гештальтов. С этой целью Келлер наметил воображаемую физиологию мозга, которая базировалась на физико-химических представлениях. В этой работе главной была идея изоморфизма материальных (физиологических) и психологических процессов .

Содержание работы

Содержание.

Введение 3

1. Понятие о психике.. 5

1.1. Свойства психики 5

1.2. Сознательное и бессознательное 6

2. Основные направления в психологии и их учения о психике.. 11

2.1. Бихевиоризм, необихевиоризм. 11

2.2. Фрейдизм 12

2.3. Гештальтпсихология. 13

2.4. Генетическая психология. 17

2.5. Когнитивная и гуманистическая психология. 20

Заключение.. 23

Список литературы 26

Введение.

Желание узнать, как устроен мир, пробуждало в человеке интерес ко всему, что его окружало. Признавая себя творением природы, человек назвал себя хозяином Земли. На основе этого появилась наука, изучающая строение человеческой психики. Человек видел преимущество своего разума над животно-растительным миром. Но это могущество и сила не сделали его счастливым.

Работа и управление человеческого мозга всегда интересовали учёных. Многие тысячелетия люди творили зло и беззаконие, разрушая психику людей через ритуалы, заклинания, колдовство, магию и т.д. От этих ритуалов в мозгу человека происходили серьёзные нарушения, ведущие к галлюцинациям, а именно: различным видениям любых видов несуществующих явлений.

Но что такое мозг человека? Почему такой интерес учёных к человеческой психике? Что стоит за этим?

Каждый человек верит в то, что с самим собой он может безнаказанно делать всё, что пожелает, включая самоубийство. Противостоять этому убеждению можно только при полном понимании того, как работает психика человека. Изучая психику, человек надеется, что когда-нибудь она ему подчинится и станет управляемой без воздействия на неё врачей-психиатров. Но понять свою психику можно только тогда, когда точно знаешь, что у тебя нет прав на психику дугого человека. Человек не имеет право вторгаться в психику вообще, как это делают маги, экстрасенсы или гипнотизёры, потому что это разрушает мозг. Управление психикой через ментальное воздействие любого вида без согласия человека, особенно на расстоянии, ломает психику и способствует её полному уничтожению, как у экспериментатора, так и у экспериментируемого. Это аксиома .

Проблема понимания психики затрагивает интересы миллионов людей.

Актуальность понимания собственной психики человеком обусловлена необходимостью повышения контроля над собой и т.д.

Объектом исследования являются основные направления в психологии.

Предметом исследования выступает проблема общего понятия психики с точки зрения различных учений.

Цель работы исследование, анализ общего понятия психики с позиции разных учений в психологии.

Согласно цели в работе необходимо решить следующие задачи:

1) Выявить сущность общепринятого понятия о психике человека.

2) Проанализировать общее понятие о психике с позиции различных учений.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

В первой главе работы рассмотрены общее понятие психики, ее свойства, сознательное и бессознательное.

Во второй главе работы анализируется основные направления в психологии и их учения о психике.

Методологической базой выполненной работы являются специальная литература, исследования зарубежных и отечественных ученых.

Глава 1. Понятие о психике

1.1. Свойства психики

Психика человека это сложнейшая функция мозга, заключающаяся в психическом отражении материальной действительности (субъективное отражение объективного мира), в результате чего формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия с окружающей средой. Психика является системным свойством высокоорганизованной материи, которое заключается в активном отражении субъектом объективного мира, построении картины этого мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

В психике человека представлены и упорядочены события прошлого (представления памяти), настоящего (совокупность образов, переживаний, умственных актов) и возможного будущего (в побужденях, намерениях, целях, фантазиях, грезах, сновидениях и т.п.).

Психика человека, в отличие от животных, приобретает качественно новую структуру, обусловленную общественно-историческими закономерностями. Возникает сознание, как ведущий уровень регуляции деятельности, формируется личность, служащая источником высших проявлений активности психики .

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей.

1. Оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой.

2. Сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека.

3. Психическое отражение углубляется и совершенствуется.

4. Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности.

5. Преломляется через индивидуальность человека.

6. Носит опережающий характер.

Психика характеризуется активностью. Необходимую сторону ее составляют побуждения, активный поиск наилучшего решения, перебор вариантов возможного поведения. Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, взвешиванием различных вариантов действия, оно является необходимой стороной деятельности личности.

Активная регуляция поведения предполагает функционирование аппарата обратной связи каждое ответное действие оценивается мозгом с точки зрения решаемой задачи. Следовательно, предполагается наличие единой циклической системы, где ни один момент санкционируемого из центра ответного действия не может быть завершен без немедленной посылки в обратном направлении (от периферии к центру) информации о результатах действия (обратная связь).

С помощью аппарата обратной связи производится сопоставление результата действия с образом, возникновение которого опережает этот результат, предваряет его в качестве своеобразной модели действительности.

Наличие психики позволяет строить последовательную программу действий и производить операции вначале во внутреннем плане (к примеру, осуществлять перебор возможных вариантов поведения) и только потом действовать.

1.2. Сознательное и бессознательное

У человека психика носит осознанный и неосознанный характер. Благодаря активному и опережающему отражению органами чувств и головным мозгом внешних объектов в форме психики, становится возможным осуществление действий, адекватных этим объектам.

Высшим уровнем развития психики человека является сознание.

Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики человека, возникшая как результат общественно-исторических условий формирования его в трудовой деятельности при постоянном общении с помощью языка с другими людьми.

Сознание отражает действительность категориально, через совокупность знаний, через обобщенный человеческий опыт. Отражение существенных закономерных связей действительности осуществляется в обобщениях, с предвидением событий, осознанием цели деятельности, предвосхищением будущего результата деятельности, его психическим моделированием в системе понятий. Основной функцией сознания является обеспечение целеполагающей деятельности человека.

Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире .

В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К этим процессам относят ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновлять в сознании образы прошлого, воображение строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.

В сознании человека закрепляется четкое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит я человека и его не-я. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различение. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение я от не-я путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Сознание обеспечивает целеполагающую деятельность человека путем формирования целей деятельности, с определением и оценкой ее мотивов, принятием волевых решений, учетом хода выполнения действий, внесением в него необходимых корректив и т. д.

В сознание человека входит мир эмоций и чувств, в которых находят отражения сложные объективные, общественные межличностные отношения, в которые включен человек.

Условием формирования и проявления специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека теми богатствами человеческой мысли, которые выработало человечество. Язык является особой объективной системой, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание.

Понятие сознание употребляется в психологии, психиатрии и других науках в смысле, отвечающем приведенным выше его основным характеристикам. При этом психиатры, перед которыми постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания у больного, под сознанием понимают заключенные в психике данного человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности и на основе всех этих данных управляет своим поведением.

Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Животные сознанием не обладают.

Психическое содержание человеческой личности кроме сознательной деятельности включает в себя многообразие неосознанных тенденций побуждений его непроизвольной деятельности .

Бессознательное непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Первое упоминание о бессознательном встречается у Платона. В 18-19 веках представителями идеалистической философии (Кант, Шопенгауэр, Гартман, Бергсон) и материалистами (Сеченов, Павлов, Бехтерев) были созданы теории бессознательного. 1-е Международное совещание, посвященное проблеме бессознательного, состоялось в 1910 г. в Бостоне (США). Еще тогда ученые осознали, что бессознательное есть фактор, учет которого необходим при анализе самых различных вопросов поведения, клиники, наследственности, природы эмоций, произведений искусства, взаимоотношения людей. После появления трудов З.Фрейда началась новая эра в изучении бессознательного.

Научное понимание проблемы бессознательного разделяется на два основных направления: теорию психоанализа (родоначальник З. Фрейд) и теорию неосознаваемой психологической установки. Это два разных способа оперирования феноменом бессознательного в его связях с психикой в целом. Психоанализ рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие элементы психической деятельности. Психология установки, напротив, имеет в основе идею целостной психики опирается на представление о фундаментальном единстве человеческой личности.

Современные представления о феноменологии бессознательного предусматривают, что в зоне ясного осознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно поступающих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Эти сигналы используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. При возникновении обстоятельств, затрудняющих выбор стратегии поведения человека, требующие нового способа решения, они попадают в зону ясного сознания, но как только решение принято, стратегия найдена, управление поведением передается в сферу бессознательного. При этом сознание освобождается для решения новых задач.

Использованная литература

  1. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. М.: Академия, 2002, 318с.
  2. Выготский Л.С. Психология. М., 2000.
  3. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Ин-т практ. психологии, НПО, 1998.
  4. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2001.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: МГУ, 1999.
  6. Дубровина И.В. и др. Психология. М.: Академия, 2002.
  7. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М.: НОРМА ИНФРА, 2000.
  8. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. М., 2000.
  9. Когнитивная психология. Учебник для вузов /Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. М.: ПЭРСЭ, 2002.
  10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001.
  11. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. М., 2000.
  12. Маклаков О.А. Общая психология. СПб.: Питер, 2000.
  13. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. М., 1995.
  14. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб, 1999.
  15. Психология. / Под ред. А.А. Крылова. М., 2001.
  16. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2001.
  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.
  18. Щадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. М.: Логос, 2001.
  19. Щадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. М.: Логос, 2002.
  20. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1996.


Другие похожие работы