Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Литература русская --> Ф.И.Тютчев: традиции и новаторсва

Ф.И.Тютчев: традиции и новаторсва

не указан

Реферат по предмету:
"Литература русская"



Название работы:
"Ф.И.Тютчев: традиции и новаторсва"




Автор работы: Юлия
Страниц: 18 шт.



Год:2008

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

2.1 Философская лирика Ф.И. Тютчева

Душа моя, Элизиум теней,

Теней безмолвных, светлых и прекрасных,

Ни помыслам годины буйной сей,

Ни радостям, ни горю не причастных.

Ф. И. Тютчев был, несомненно, одним из тех поэтов, которые составляют сверкающий белый покров на вершине мировой лирики, хотя из-под его пера вышло лишь около двухсот лаконичных стихотворений.

Несмотря на малый объем, было бы справедливым признать то, что по своей содержательности сборник стихов Ф. Ш. Тютчева гораздо тяжелее многих томов. Каждое из его стихотворений содержит в себе такой глубокий смысл, о котром невозможно догадаться сразу же. Тютчев - философ, ведь он - один из «любомудров», высокоодаренных и получивших превосходное образование. Он всегда стремился понять мир, окружавший его. Он воспринимал мир таким, какой он есть, и умел- при этом замечательно трезво оценивать вею кратковременность действительности. Тютчев знал, что любое «сегодня» или «вчера» есть не что иное, как точка в неизмеримом пространстве времени. Поэт, который писал столь прекрасные стихи, проникнутые оттенками то хрусти, то радости, то неземной печали, слишком тонко переживал и чувствовал разлуку с любимой женщиной, в его сознании постоянно жила мысль о страшном расстоянии, разделявшем их.

«Как мало реален человек, как легко он исчезает! Когда он далеко он ничто. Его присутствие - не более как точка в пространстве, его отсутствие - все пространство», - писал Тютчев. Смерть же он считал единственным исключением, которое увековечивает людей, выталкивая личности из пространства и времени. .

Стихи Тютчева подобны свету маяка. Своим единством мысли они связывают какое-то событие, затерявшееся во времени, как корабль в туманной мгле. Все происходящее достаточно закономерно для того, чтобы связать это в одну цепочку, но не всегда находится нить, на которую можно нанизать отдельные моменты. Тютчев возносит человека над миром как высшее создание природы. Он, в отличие от многих лириков, не ставит человека на одну ступень с окружающей природой, показывая тесную взаимосвязь одного с другим .

Жизнь человека представляется нам в понимании поэта чем-то неизмеримо глубоким и вместе с тем мгновенным и непостоянным, не оставляющим после себя глубокого следа. У поэта есть стихотворение, которое отражает высказанную выше мысль, и написано оно уже во вполне осмысленном возрасте, когда любой человек начинает задумываться над смыслом своей жизни:

Как дымный столп светлеете вышине!

Как тень внизу скользит, неуловима!..

«Вот наша жизнь, промолвила ты мне,

Не светлый дым, блестящий при луне,

А эта тень, бегущая от дыма...»

Тютчев несколько высокомерно и странно относится к жизни. Он знает истинную цену каждодневным переживаниям и обыкновенным будничным событиям:

Не рассуждай, не хлопочи!

Безумство ищет, глупость суди,

Дневные раны сном лечи,

А завтра быть чему, то будет.

Живя, умей все пережить:

Печаль, и радость, и тревогу.

Чего желать? О чем тужить?

День пережит - и слава богу!

Ф. И. Тютчев отвергает великое значение всего происходящего. Единственное, Что он считает достойным своей памяти, - это воспоминания о минувших событиях давних лет, которые остались в его сознании чем-то далеким, светлым и прекрасным.

Поэт имел необычайно современный тип мышления, его мысли и рассуждения злободневны до сих пор. Сегодня, во время разрушения старых идеалов и создания новых стереотипов, новых стремлений, люди хотят стать чище и выше, и все же они не хотят принимать на свои плечи груз веры:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует,

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры, но о ней не просит...

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит перед замкнутой дверью:

«Впусти меня! -Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!»

Человек всесилен и беспомощен одновременно. Поэт сравнивает венец природы с точкой в пространстве и вместе с тем целой стихией, которую не удержит никакая сила и ничто не сможет противостоять ей. Сила человека -в его жизни, и пусть она мелочна, суетна и никому не нужна, но сущее гну ют такие чувства, которые заполняют бытие людей, делая каждое движение души человека неповторимым и прекрасным:

Дума за думой, волна за волной -

Два проявленья стихии одной:

В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,

Здесь в заключении, там - на просторе, -

Тот же все вечный прибой и отбой,

Тот же все призрак тревожно - пустой.

Эти чувства сохраняют нам веру в лучшее из того, что происходит вокруг. Что радует нас больше всего, когда печаль и грусть смущают сер¬дце, -только воспоминания, милые, добрые, хорошо знакомые воспоминания: «нам на душу отрадное дохнет, минувшим нас обвеет и обнимет, и страшный груз минутно приподымет»,

В своих произведениях поэт-философ проповедует страдание, как залог счастья, ведь не будь одного, не было бы и другого. И поэтому любовь есть одно из самых прекрасных явлений на Земле. Но любовь не вечна, она про¬ходит. Тютчев сравнивает любовь со сладким сном, от которого рано или поздно, но «должен, наконец, проснуться человек...». Поэтому, ожет быть, стихотворения, посвященные теме любви, звучат так трагично. Любовь для Тютчева - это противоборство двух душ, всегда неравная и кровавая борь¬ба, всегда противоречие. С одной стороны, «союз души с душой родной»,-с другой - «поединок роковой».

Содержание работы

Оглавление

Введение 3

1 Основные мотивы лирики Ф. Тютчева 5

2 Традиции в творчестве Ф.И. Тютчева 8

2.1 Философская лирика Ф.И. Тютчева 8

3 Новаторства в творчестве Ф. Тютчева 14

3.1 Любовная лирика Ф. Тютчева 14

Заключение 17

Список использованных источников 19

Введение

Поэзия Тютчева одно из драгоценнейших достояний русской классической литературы. Поэзия Тютчева полна мысли, но он был, прежде всего, художником. Он страстно любит жизнь. Радостным приятием жизни наполнены стихи «Я помню время золотое», «Нет, моего к тебе пристрастья», «Еще земли печален вид...», «Весна», «Весенние воды», «Весенняя гроза».

И в то же время именно природа, по мнению поэта, высшее блаженство человека. Тютчев обладал на редкость живым и непосредственным чувством природы. Поэт охотно прибегал к олицетворениям:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Тютчева принято называть «певцом природы». Через обращение ней нередко раскрывается мир человеческой души во всем богато?! переживаний. Так, стихотворение «Фонтан» выражает характерную, Тютчева мысль об одновременном величии и бессилии человечески разума.

Тютчев во многом лирический поэт. Кроме великолепнейших картин природы, его перу принадлежит немало стихотворений, посвященных высокому чувству любви к женщине. В большей части из них автор тщательно скрывает своего адресата. Стихи «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Не говори: меня он, как и прежде любит», «Предопределение», «О, не тревожь меня укорой справедливой», «Сияет солнце, воды блещут» посвящены Елене Александровне Денисьевой, «последней любви» поэта.

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба охватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье,

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье;

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность...

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство и безнадежность.

1 Основные мотивы лирики Ф. Тютчева

Литературная слава ришла к Тютчеву на шестом десятке его жизни. Некрасов открыл этот поэтический талант публикацией стихотворений в «Современнике», сделав дипломата, чиновника, автора политических записок известнейшим поэтом-лириком России. Среди основных тем лирики Ф. И. Тютчева можно выделить философскую, любовную, пейзажную.

Философская лирика поэта, на первый взгляд, созвучна идеям немецкой романтической школы, с которыми он был хорошо знаком, так как много лет провел на дипломатической службе в Германии; с другой стороны, его размышления о мире и человеке поражают глобальной масштабностью. Мир Тютчева трагичен, на его стихотворениях лежит печать мучительных раздумий, раздвоенности, противоречивости. Человек в «борении стихий» видится поэту «беспомощным», «ничтожной пылью», «мыслящим тростником». Судьба и стихии владеют человеком и его жизнью (жизнью «злака земного», «сироты бездомного»), участь человеческая поэтому подобна льдине, тающей на солнце и уплывающей «во всеобъемлющем море» ив бездну роковую. Из всего борения стихий и страстей исход один:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных;

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них...

Но при этом Тютчев прославляет борьбу, мужество, бесстрашие человека, с которым этот «мыслящий тростник» сопротивляется судьбе. «Мужайтесь, боритесь, о храбрые души, как бой ни жесток, ни упорна борьба!»

Все борется между собой, выявляя свою сущность в противоречиях и тем самым воплощая себя в форме. Даже под самыми светлыми и яркими покровами скрывается темное, страшное: «О, бурь заснувших не буди, под ними хаос шевелится!»

Даже такое светлое и прекрасное чувство, как любовь* Тютчев описывает двойственно. Ему знакомы, понятны ее прелести, ее «очарованье», поэт называет это чувство «жизни ключ», «чудесный плен», «чистый огонь», «союз души с душой родной». Любовная лирика поэта поражает силой и откровенностью выражения страсти («И сквозь опущенных ресниц угрюмый, тусклый огнь желанья»). Но одновременно сущность любви Тютчев раскрывает через изображение губительной, внутренне конфликтной, роковой страсти, «буйной слепоты», «борьбы неравной двух сердец», «поединка рокового». Любовь для поэта может быть и борьбой двух людей, ведущей к смерти:

Как в буйной слепоте страстей

О, как убийственно мы любим,

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Как и человек, природа в поэзии Тютчева находится в постоянном борении и противоречии. Вся природа одушевляется поэтом: родниковый ключ таинственно шепчет, «ночь хмурая, как зверь стойкий, глядит из каждого куста». Природа в его стихах одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

«Душу», жизнь природы поэт исследует с удивительной наблюдательностью и любовью, создавая незабываемые поэтические картины «осени первоначальной», «грозы в начале мая», летнего вечера, ночного моря, утра в горах. Образами природы Тютчев выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и вопросы: «И отчего же в общем хоре душа не то поет, что море, и ропщет мыслящий тростник». «Верный сын природы», как себя называл Тютчев, он восклицает: «Нет, моего к тебе пристрастья я скрыть не в силах, мать-земля».

Как видно из приведенных отрывков, все три темы философская, любовная, пейзажная в поэзии Тютчева теснейшим образом переплетаются.

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном...

Час тоски невыразимой!..

Все во мне, и я во всем!..

Пантеистическое мировоззрение позволяло поэту увидеть и воплотить в стихотворениях неразрывную связь всего и вся в мире, связь во Творце .

Использованная литература

  1. Ковтунова И.И. Федор Тютчев // Ковтунова И.И. Очерки по языку русских поэтов. М.: Азбуковник, 2003
  2. Кузина Л.Н.. Тютчев. Издательство «Правда» 1987
  3. www.bookland.ru
  4. www.rustrana.ru/article


Другие похожие работы