Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Педагогика --> Личность педагога как объект исследования в России на рубеже 20-30х годов 20 века.

Личность педагога как объект исследования в России на рубеже 20-30х годов 20 века.

Елецкий госудаоственный универститет

Курсовая по предмету:
"Педагогика"



Название работы:
"Личность педагога как объект исследования в России на рубеже 20-30х годов 20 века."




Автор работы: Ольга
Страниц: 40 шт.



Год:2007

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Актуальность темы

Происходящие изменения в современном социальном развитии непо-средственно воздействуют на образовательную систему России. На фоне преобладания единообразия в обучении, прагматизма и духовно-нравственного оскудения человека становится необходимым образование, основанное на гуманистических идеалах и ценностях прошлого опыта, спо-собствующее созданию психолого-педагогических условий для устранения негативных явлений, дегуманизирующих общество и человека. Основным недостатком образовательной политики, функционирующей в нашей стране в течение многих десятилетий, явилось отсутствие альтернативной образова-тельной системы, в связи с чем, многие поколения российских учеников обу-чались на основе самого жесткого варианта традиционной педагогики.

Сегодня, в период смены обраовательной парадигмы, намечен курс на развитие образовательной системы с учетом опыта и традиций отечествен-ной и зарубежной педагогики, что отмечается в государственных регламен-тирующих документах: законе «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» и др. В этом плане особую значи-мость начинают приобретать вопросы, связанные с педагогическим наследи-ем России 20-30-х годов XX века, характеризующиеся реформаторскими и инновационными процессами в обучении, воспитании, управлении общеоб-разовательной школой.

Прогрессивная педагогика 20-30-х годов XX века опиралась на гумани-стические и демократические подходы в образовании и воспитании молоде-жи и осуществлялась на основе рационализаторских и творческих идей П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, Н.И. Попо-вой, В.Н. Сороки-Росинского, М.Н. Скаткина, С.Т. Шацкого и др.

Исследуемый период в педагогический науке трактуется как «золотой век педагогической мысли». Тем не менее, к настоящему времени в педаго-гической науке данный материал выглядит разрозненно, эпизодично и бес-системно. Таким образом, все выше сказанное обуславливает актуальность темы нашей работы.

Цель исследования исследовать личность педагога в 20-30-е годы ХХ века и обозначить характер требований к нему со стороны государства и об-щества.

Объект исследования личность педагога.

Предмет исследования - система общего образования России в 20-30-е годы ХХ века.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования опреде-лены задачи исследования:

1. Рассмотреть культурно-историческую ситуацию 20-30-е годов ХХ века;

2. Определить периоды исследований по проблеме изучения личности педагога;

3. Рассмотреть профессиографию педагогического труда как научную об-ласть знаний;

4. Определить понятие «профессиограммы»;

5. Обозначить основные требования, предъявляемые к профессионально-важным и личностным качествам педагога в 20-30 гг. XX века;

6. Рассмотреть практическую и творческую деятельность выдающихся педагогов 20-х гг. XX века.

Методологическую основу исследования составили философские идеи о всеобщей связи и развитии, о детерминаци явлений культурной жизни экономическими, социально-политическими и другими факторами; культу-рологический, аксиологический, цивилизационный, антропологический под-ходы; конкретные принципы историко-педагогического исследования: науч-ности, историзма, приемственности.

Степень изученности темы

По тематике нашей работы были найдены труды следующих авторов: А. Альдова, В.И. Беляева, Ю.К. Бабанского, П.П. Блонского, С.И. Гессена, Э. Дьюи, Л. Калуве, Н.К. Крупской, В.А. Сластенин, М.А. Галаузовой, А.Н. Джуринского, С.Ф. Егорова, Б.А. Зарытовского, Г.Ф. Карповой, Н.А. Кон-стантинова, Ф.Ф. Королева, Н.Б. Ромаевой, М.Ф. Шабаевой, Е.Н. Шиянова, М.В. Богуславского, В.И. Беляева, Ф. Гансберга, Г. Гордона, Б. Всесвятского, С.А. Оськина, С.Т. Шацкого, С.И. Штамма, А.Е. Воронова, Ф. Гансберга, Ю. Гурвица, М.А. Данилова, С.В. Иванова и др.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы личности педагога в России в 20-30 гг.

1.1.Культурно-историческая ситуация изучаемого периода

В условиях форсированной индустриализации и насильственной кол-лективизации со второй половины 20-х гг. советское руководство рассматри-вало культуру как инструмент в классовой борьбе пролетариата за скорейшее построение социалистического общества. В условиях формирования режима политической системы сталинизма проблемы культурной революции стали пониматься более упрощенно. Активизируется процесс насаждения комму-нистической идеологии и нравственности, пропаганда примитивизированных «истин» научного социализма. На этом фоне ликвидация массовой неграмот-ности и введение обязательного начального, а затем и среднего образования были выдвинуты в качестве главных задач культурной революции. Усили-лись административные рычаги управления культурой в стране. На место ру-ководителя Наркомпроса, представителя старой большевистской гвардии А. В. Луначарского в 1929 г. был назначен секретарь ЦК партии А. С. Бубнов, послушный исполнитель воли вождя. С начала 30-х гг. создаются многочис-ленные органы отраслевого управления культурой: Союзкино, Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (1933), Всесоюзные комитеты по делам высшей школы и искусств (1936). Для 30-х гг. характерно оформление механизмов бюрократического директивного управления образованием, нау-кой и ультурой в СССР, жесткий контроль над ними аппарата ЦК ВКП (б) [11, 642].

В духовной жизни советского общества в этот период устанавливается идеологический диктат партии. Одновременно с набирающим все больший размах маховиком массовых репрессий усиливается борьба с буржуазной идеологией и антисоветскими взглядами, под которыми подразумевались любые отклонения от «генеральной линии», в том числе религиозные, на-циональные и другие воззрения, отличные от взглядов и суждений «вождя народов. Непререкаемыми становятся оценки, данные лично Сталиным и другими партийными лидерами. Официальная пропаганда при помощи средств массовой информации - газет, журналов, радио создавала образ светлого будущего, которое светский народ строит вопреки проискам враж-дебного капиталистического окружения. Любые сомнения или колебания в верности избранного партией пути воспринимались как политическая несоз-нательность или идейная неустойчивость, а тяжелейшие испытания, выпав-шие на долю советских людей поколения 20-30-х гг., рисовались как времен-ные трудности, неизбежные в данных условиях.

В художественном творчестве активно поддерживались созданные на основе метода социалистического реализма произведения, изображавшие со-ветскую действительность как праздничный лубок. В то же время создава-лась гнетущая атмосфера подозрительности, поиска врагов, нетерпимости к малейшим проявлениям инакомыслия, насаждалось и поощрялось доноси-тельство - явления, весьма типичные для тоталитарных общественно-политических систем.

С середины 20-х гг. в СССР была развернута безудержная антирелиги-озная пропаганда. Под руководством Е.Ярославского массовая добровольная организация «Союз воинствующих безбожников» (19251947) развернула оголтелую кампанию против церкви и священнослужителей. В крупнейших храмах России Исаакиевском соборе в Ленинграде и Страстном монасты-ре в Москве были созданы музеи атеизма. Большинство культовых сооруже-ний, представлявших огромную историко-художественную ценность, были к этому времени закрыты и разграблены, а уже в начале 30-х гг. только в Мо-скве было уничтожено около трети всех храмов, в том числе такие выдаю-щиеся архитектурные памятники, как Чудов и Вознесенский монастыри, цер-ковь Саса на Бору, храм Христа Спасителя.

В ходе массовых чисток и репрессий сокрушительный удар был нане-сен по отечественной интеллигенции.

С конца 20-х гг. в стране начинается борьба за преодоление массовой неграмотности. По инициативе комсомола был объявлен всесоюзный культ-поход за грамотность. В 1930 г. ЦК ВКГТ (б) принял постановление «О все-общем обязательном начальном обучении». Вводилось повсеместное обяза-тельное 4-летнее обучение детей, а также подростков, не получивших на-чального образования. Для идеологического обеспечения всеобуча в ряды «культармейцев» было мобилизовано около 1500 опытных партийных и ком-сомольских работников. В мае 1934 г. устанавливаются общие для всей стра-ны виды общеобразовательных учреждений 4-классная начальная школа, 7-классная неполная средняя и 10-классная полная школа. В результате при-нятых мер ситуация резко изменилась и если в 1926 г. 43% советских граж-дан в возрасте от 9 до 49 лет были неграмотными, то к 1939 г. процент гра-мотного населения СССР в возрасте старше 9 лет достиг 81,2. В начале 30-х гг. на базе старших классов общеобразовательной школы образуются техни-кумы и школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). С 1934 г. в школах вводятся новые программы обучения, включающие восстановленные пред-меты, историю и географию, огромными тиражами издаются новые учеб-ники, усиливается регламентация учебного процесса. К концу 30-х гг. около 70% всего взрослого населения страны умели читать и писать. А в 1940 г. по количеству школьников и студентов Советский Союз занял первое место в мире. Это стало возможным благодаря целенаправленной государственной поддержке развития системы народного образования, расходы на которую увеличились за период с 1928 по 1938 г. в 14 раз [11, 644-645].

Содержание работы

Введение...3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы личности педагога в России в 20-30 гг...6

1.1.Культурно-историческая ситуация изучаемого периода...6

1.2.Периодизация исследований по проблеме изучения личности педаго-га..14

Глава 2. Становление комплексной науки о личности педагога..17

2.1.Профессиография педагогического труда как научная область зна-ний17

2.2.Понятие «профессиограмма» в психолого-педагогической литерату-ре.19

2.3.Требования к профессионально-важным и личностным качествам педагога в 20-30 гг. XX века..23

2.4.Практическая и творческая деятельность выдающихся педагогов 20-х гг. XX века..26

Заключение.37

Список литературы....39

Использованная литература

  1. Арямов А.И. Основы педологии//Работник просвещения, 1928.
  2. Атутов П. Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержа-тельно-процессуальные основы // Избр. труды: В 2 т. Т. 1. / Под ред. докт. пед. наук, проф. Г. Н. Никольской. М., 2001.
  3. Баранов В. Ф. Педологическая служба в советской школе в 20 - 30-х гг. // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 100 - 112.
  4. Бернштейн М.С. Вопросы методологии на первом Всесоюзном педо-логическом съезде // На путях к новой школе. 1928. № 1.
  5. Блонский П.П. Возрастная педология//Работник просвещения, 1930.
  6. Болдырев Н. И. Классный руководитель. - М., 1998.
  7. Введение в педагогическую деятельность/А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. М.: Академия, 2000. 208 с.
  8. Воспитательные системы школы: история и современность / Редкол.: Г.Д. Аверьянова и др. Владимир, 1999. - 89 с.
  9. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М.: Школа-Пресс, 2005. - 448 с.
  10. Зеленова Т.Г. Педагогизация сельской среды в истории отечественной педагогики и школы // Яролавский Педагогический вестник. 2005. №9.
  11. Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца XX века. М.: Дрофа, 2005. 896 с.
  12. История педагогики/Под ред. Шабаевой М.Ф. М.: Просвещение, 2003. 381 с.
  13. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М., 2000.
  14. Куликова С.В. Гуманистическая направленность педагогической мысли и учебных заведений нового типа в России конца XIX ― на-чала XX в. Дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 1998. - 199 с.
  15. Материалы дискуссии по педологии в Обществе педагогов-марксистов//На путях к новой школе. 1932. № 6.
  16. Методические рекомендации и материалы к профессиограмме со-временного учителя/Под ред. Г. А. Бордовского. СПб. , 1998.
  17. Погребенский В. И. Исторические корни современных противоре-чий и трудностей педагогического образования // Педагогическое образование: опыт, проблемы, перспективы / Под ред. В Б. Новичко-ва. М., 2002. С. 27 - 40.
  18. Психологические характеристики профессии/Сост. Ф. И. Иващенко, В. А. Карпич. М., 1999. 96 с.
  19. Самоукина Н. В. Педагогический клуб: Опыт и размышле-ние//Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 177 - 180.
  20. Теория и практика школьных воспитательных систем / Редкол: Л.И. Новикова и др. М.: Новая школа, 1999. - 160 с.
  21. Чистяков В.В. Системный подход в современной педагогической антропологии. Ярославль, 2005. - 132 с.
  22. Эткинд А. М. Общественная атмосфера и индивидуальный путь ученого: опыт прикладной психологии 20-х годов. М., 2005.


Другие похожие работы