Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Культурология --> Феномен художественной куклы в России авторская кукла

Феномен художественной куклы в России авторская кукла

Москва

Дипломная по предмету:
"Культурология"



Название работы:
"Феномен художественной куклы в России авторская кукла"




Автор работы: Юлия
Страниц: 69 шт.



Год:2010

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, тем особым местом, которое кукла как универсальный культурный медиатор занимает в жизни человека. Дихотомия «кукла – человек» связана с важнейшими основаниями культуры, ее константами. В оппозиции живое/мертвое, одухотворенное/бездушное куклу нельзя причислить ни к той, ни к другой стороне.

Предлагаемое исследование посвящено изучению феномена художественной куклы, а именно авторской в системе художественной культуры, особых факторов, влияющих на создание художественного образа куклы, и выявлению этих свойств на примере работ популярных мастеров авторской куклы в России.

В современном гуманитарном знании не существует однозначной, четкой дефиниции понятия «кукла», также как не существует и определенности в отношении причисления куклы к сфере художественного творчества, ее вписанности в систему искусств.

До недавнего времени феномен куклы находился на периферии проблематики, разрабатывавшейся в рамках отечественной искусствоведческой традиции. В западной науке кукла также довольно редко попадает в поле зрения искусствоведов, являясь объектом изучения в антропологии, этнологии.

Наблюдаемая в постсоветской России актуализация феномена куклы в пространстве искусства, имея глубинную взаимосвязь с культурным контекстом, инспирирует осмысление куклы не только как социокультурного, но и как художественного явления. Открытие и активное функционирование кукольных музеев и галерей (например, «Музея уникальных кукол» в Москве, музея «Кукольный дом» в Москве, Санкт-Петербургского музея игрушки, Санкт-Петербургского музея кукол, Музея кукол в Петрозаводске, галереи «Вахтановъ» в Москве, галереи Карины Шаншиевой в Москве и многих других), популяризация феномена «художественной», авторской куклы, возникновение рынка антикварной куклы, появление различного рода производств (небольших фирм, фабрик, мастерских), основным продуктом деятельности которых является кукла, выход в свет десятков книг и сотен статей, посвященных кукле, внедрение куклы в педагогический процесс, откровенная вестернизация и компьютеризация «игрушечного населения» нашей страны, интерес к фольклорной и «национальной» кукле, носящий художественный, педагогический и коммерческий характер, наводненность пространства массовой культуры кукольными персонажами, – все эти процессы, обозначаясь и переплетаясь в повседневности различными, порой эффектными, а порой и абсурдными способами, являются проявлениями одного комплексного феномена актуализации куклы.

Современная ситуация может быть рассмотрена как своеобразная параллель той «повальной кукольной эпидемии» (И.П. Уварова), которая охватила европейскую культуру сто лет назад: на рубеже XIX-XX веков. Феномен куклы также оказался в центре общественного интереса.

В контексте сегодняшней «кукольной моды» особенно важным представляется исследование куклы как феномена искусства, выявление ее художественных качеств. Существенна необходимость изучения художественного языка куклы, изобразительно-выразительных средств, сложившихся в этом виде искусства, факторов и критериев эстетической оценки куклы. О художественной специфике куклы сказано не так много, наиболее изученной и признанной искусствоведами остается на сегодняшний день кукла театральная. Другие же типы куклы (кукла-игрушка, обрядовая, декоративная кукла) не часто попадают в поле зрения теоретиков и историков искусства.

Содержание работы

Введение 3

1. Феномен куклы в культуре. Функции куклы 8

1.1. История возникновения кукол 8

1.2. Разновидности художественных кукол 24

1.3. Возникновение куклы в России 30

2. Кукла как синтетический вид искусства 37

2.1. Художественная (авторская) кукла в России 37

2.2. Материал как фактор художественной характеристики куклы 42

3. Методическая разработка уроков по изготовлению куклы 47

Заключение 59

Список использованной литературы 63

Приложение 1 67

Приложение 2 68

Приложение 3 69

Приложение 4 70

Использованная литература

  1. Абросимова А.А. Художественная резьба по дереву, кости и рогу: Практическое пособие. – М.: Высшая школа, 1989. – 160 с., ил.
  2. Антиквариат: Энциклопедия мирового искусства. – М.: Белый город, 2003. – 640 с., ил 450 451 453
  3. Артамонова Е.В. Куклы. – М.: ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. – 224 с. 6
  4. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. . – 64 с., ил.
  5. Байгарин Р. Куклы моя обнаженная сущность//Крестьянка. – 2008. – №11. – С. 95-99.
  6. Барадулин В.А., Сидоренко В.Т. Подсобные художественные промыслы России. – М.: Россельхозиздат, 1983. – 111 с., ил.
  7. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: Теория, история, практика. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 380 с., ил.
  8. Войдинова Н.М. Куклы в доме. – М.: Профиздат, 2000. – 136 с. 20
  9. Войдинова Н. Мягкая игрушка. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 144 с., ил.
  10. Выставочная деятельность музеев и картинных галерей. – М., 1972. – 200 с., ил.
  11. Греков А. Куклой воспитать княжон. Игрушки царских детей//Родина. – 2000. – № 12. – С. 71-74.
  12. Греков А. Музей игрушки и его основатель Н.Д. Бартрам//Дошкольное воспитание. – 2009. – №1. – С. 58-61.
  13. Данкевич Е.В., Жакова О.В. Знакомьтесь: глина. – Спб.: КРИСТАЛЛ, 1998. – 272 с., ил.
  14. Желтова Н. Кукольный театр на уроках изобразительного искусства и художественного труда//Искусство в школе. – 2004. – №3. – С. 75-82.
  15. Златоустова В.И., Каспаринская С.А., Кузина Г.А. Музейное дело в России//Российская музейная энциклопедия. Т. 1. – М., 2001. – 560 с.
  16. История костюма. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 416 с., ил.
  17. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. – М.: Высшая школа, 1980. – 176 с., ил.
  18. Кирсанова Р.М. Русский костюм и быт 18-19 веков. – М.: Слово, 2002. – 224 с., ил.
  19. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Минск: Современный литератор, 1999. – 496 с.
  20. Кукла проживает насквозь//Отечество. – 2008. – №3. – С. 17-19.
  21. Левина М.С. 365 кукол со всего света. – М.: Рольф, 2000. – 256 с., ил.
  22. Маркова М. Кукла мечты//Крестьянка. – 2008. – №12. – С. 20-21.
  23. Молотова В.Н. Декоративно-прикладное искусство. – М.: ФОРУМ, 2007. – 272 с.
  24. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. – М.: Искусство, 1982. – 577 с., ил.
  25. Музейное дело России/Под ред. М.Е. Каулен, И.М. Косовой, А.а. Сундиевой. – М.: Изд-во «ВК». 2003. – 614 с.
  26. Народные художественные промыслы СССР. – М.: Сов. Художник, 1983. – 367 с., ил.
  27. Неклюдова Т.П. История костюма. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 336 с.
  28. Нойшютц К. Оживи куклу. – М.: evidentis, 2002. – 192 с., ил.
  29. Общее для изготовления всех вертепных кукол//Читаем, учимся, играем. – 2008. – №1. – С. 55-60.
  30. Основы декоративного искусства в школе/Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. – М.: Просвещение, 1981. – 175 с., ил.
  31. Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей школьных кружков/Под ред. В.А. Барадулина, О.В. Танкус. – М.: Просвещение, 1978. – 255 с., ил., 16 л. ил.
  32. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества: Монография. – М.: Легпромбытиздат, 1994. – 272 с., ил.
  33. Попкова Ю В поисках утраченного детства: Коллекция игрушек Сергея Романова//Антиквариат. – 2007. – №1-2 (44). – С. 6-7.
  34. Прекрасное – своими руками: Народные художественные ремесла/Сост. С. Газарян. – М.: Дет. лит., 1989. – 155 с., ил.
  35. Работнова И.П. Русская народная одежда. – М.: Легкая индустрия, 1964. – 56 с., ил., 21 л. ил.
  36. Рогов А.П. Кладовая радости: Юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. – М.: Просвещение, 1982. – 240 с., ил.
  37. Сафина Л.А., Тухбатуллина Л.М., Хамматова В.В. Дизайн костюма. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 390 с., ил., 16 л. ил.
  38. Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 480 с.
  39. Смирнова Н.И. И…оживают куклы: Книга о кукольных театрах. – М.: Дет. лит., 1982. – 191 с., фотоил. 12
  40. Теория и практика музейного дела в России на рубеже ХХ-ХХI веков/Труды ГИМ. Вып. 127. – М., 2001. – 488 с., ил.
  41. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М.: Высшая школа, 1992. – 159 с.
  42. Федотов Г. Большая энциклопедия ремесел. – М.: Профиздат, 2000. – 136 с.
  43. Черейская М.Г. Художественные изделия из новых материалов. – М.: Изобразительное искусство, 1975. – 159 с., ил.
  44. Щербакова А. Игрушечный промысел Подмосковья//Воспитание школьника. – 2008. – №3. – С. 40-48.
  45. Юрина Н. Куклы. – М.: СЛОВО, 2002. – 48 с., ил. 7
  46. http://www.dollart.ru
  47. http://www.kuklyspb.ru/
  48. http://www.tvorchestvo.com.ua/article/zoz.html
  49. http://www.netwoman.ru/doc/1355/
  50. http://www.dollplanet.ru/avtorskie_kukly/
  51. http://dolls.sibarit.ru/about/about_dolls
  52. http://babiki.ru/blog/dizainerskie
  53. http://kukly.ru/
  54. http://art-dolls.com.ua/
  55. http://www.alohatime.ru/dolls.html
  56. http://www.artdolls.ru/ad/
  57. http://www.dollmaster.ru/index.php/index
  58. http://ec-dejavu.ru/d/Doll.html


Другие похожие работы