Анализ обьема качества и структуры продукции
Реферат по предмету:
"Экономика предприятия"
Название работы:
"Анализ обьема качества и структуры продукции"
Автор работы: Юлия
Страниц: 19 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Объем производства и реализации продукции — это взаимозависимые показатели. При наличии ситуации, когда производственные возможности ограничены, а спрос неограничен, наращивание объема производства является практически единственной задачей, стоящей перед предприятием. Достаточно вспомнить не столь давние времена, когда разваливающиеся еще на заводской стоянке «Жигули» уже были проданы, а очередь за продукцией, в общем то ширпотребовской, была расписана на годы вперед. Однако насыщение рынка и усиление конкуренции меняет местами зависимость этих показателей. Во второй ситуации уже возможный объем продаж является основой для разработки программы производства. То есть предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. В связи с этим актуальными становятся задачи изучения и анализа структуры и объемов производства, качества продукции, так как от них зависит величина издержек, а как следствие – цена продукции, ее конкурентоспособность, прибыль и рентабельность предприятия
Основными задачами анализа этой стороны деятельности предприятия являются:
— анализ достижения запланированного уровня по объему продукции.
— оценка влияния факторов на изменение показателей производства продукции.
— оценка комплектности и ритмичности производства.
— выявление резервов производства и реализации продукции.
1. Программа производства и анализ объема выпускаемой продукции
Планы производства и реализации продукции должны ориентироваться на рыночные потребности конкретных потребителей, на своевременное и качественное выполнение договорных обязательств. В основе производственной программы лежит договор на поставку определенной продукции, при этом предприятие самостоятельно выбирает поставщиков, потребителей, устанавливает цены и др. Планирование производственной программы должно быть гибким, в текущих и оперативных планах должны корректироваться показатели плана производства и реализации продукции с учетом изменений в поставках сырья, финансовых возможностей покупателей.
В этих условиях приоритетными в производственной программе предприятия становятся натуральные показатели и показатели качества продукции, поскольку именно они отображают степень удовлетворения рыночных потребностей с количественной и качественной стороны.
Объем производства и реализации промышленной продукции выражается натуральными, условно-натуральными, трудовыми и стоимостными показателями.
Натуральными показателями производственной программы является объем продукции в натуральных единицах по номенклатуре и ассортименту.
Номенклатура продукции — это перечень наименований изделий, задание по выпуску которых предусматривается планом производства. [1. c. 36].
Ассортимент продукции — это совокупность разновидностей продукции каждого наименования, отличающихся соответствующими технико-экономическими показателями (типоразмерами, мощностью. производительностью, дизайном и т. п.) [1. c. 36].
Номенклатура изделий предприятия может быть централизованной и децентрализованной. Централизованная номенклатура формируется путем заключения государственных контрактов и государственных заказов. Децентрализованная
Содержание работы
Содержание
Введение 3
1. Программа производства и анализ объема выпускаемой продукции 4
2. Анализ структуры продукции 10
3. Качество продукции и методы оценки 14
Заключение и выводы 18
Список литературы 19
Введение
Объем производства и реализации продукции это взаимозависимые показатели. При наличии ситуации, когда производственные возможности ограничены, а спрос неограничен, наращивание объема производства являет-ся практически единственной задачей, стоящей перед предприятием. Доста-точно вспомнить не столь давние времена, когда разваливающиеся еще на за-водской стоянке «Жигули» уже были проданы, а очередь за продукцией, в общем то ширпотребовской, была расписана на годы вперед. Однако насы-щение рынка и усиление конкуренции меняет местами зависимость этих по-казателей. Во второй ситуации уже возможный объем продаж является осно-вой для разработки программы производства. То есть предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. В связи с этим актуальными становятся задачи изучения и ана-лиза структуры и объемов производства, качества продукции, так как от них зависит величина издержек, а как следствие цена продукции, ее конкурен-тоспособность, прибыль и рентабельность предприятия
Основными задачами анализа этой стороны деятельности предприятия являются:
анализ достижения запланированного уровня по объему продукции.
оценка влияния факторов на изменение показателей производства продукции.
оценка комплектности и ритмичности производства.
выявление резервов производства и реализации продукции.
1. Программа производства и анализ объема выпускаемой продукции
Планы производства и реализации продукции должны ориентиро-ваться на рыночные потребности конкретных потребителей, на своевремен-ное и качественное выполнение договорных обязательств. В основе произ-водственной программы лежит договор на поставку определенной продук-ции, при этом предприятие самостоятельно выбирает поставщиков, потреби-телей, устанавливает цены и др. Планирование производственной программы длжно быть гибким, в текущих и оперативных планах должны корректиро-ваться показатели плана производства и реализации продукции с учетом из-менений в поставках сырья, финансовых возможностей покупателей.
В этих условиях приоритетными в производственной программе предприятия становятся натуральные показатели и показатели качества про-дукции, поскольку именно они отображают степень удовлетворения рыноч-ных потребностей с количественной и качественной стороны.
Объем производства и реализации промышленной продукции выра-жается натуральными, условно-натуральными, трудовыми и стоимостными показателями.
Натуральными показателями производственной программы является объем продукции в натуральных единицах по номенклатуре и ассортименту.
Номенклатура продукции это перечень наименований изделий, задание по выпуску которых предусматривается планом производства. [1. c. 36].
Ассортимент продукции это совокупность разновидностей про-дукции каждого наименования, отличающихся соответствующими технико-экономическими показателями (типоразмерами, мощностью. производитель-ностью, дизайном и т. п.) [1. c. 36].
Номенклатура изделий предприятия может быть централизованной и децентрализованной. Централизованная номенклатура формируется путем заключения государственных контрактов и государственных заказов. Децен-трализованная номенклатура формируется предприятием самостоятельно на основе изучения рыночного спроса на свою продукцию и установления пря-мых контактов с потребителями путем заключения договоров поставок.
Обобщающие показатели объемов производства получают стоимост-ной оценкой.
Основными показателями объема производства служат товарная и ва-ловая продукция.
Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах. [1. c. 32].
где НЗПн, НЗПк стоимость остатков незавершенного производства со-ответственно на начало и на конец периода;
Мз стоимость материала заказчика.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не вклю-чают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. На многих предприятиях валовая и тоарная совпадают, так как нет внутри-хозяйственного оборота и незавершенного производства. [1. c. 32].
Объем товарной продукции (ТП) определяется по формуле:
где Вi выпуск продукции i-го наименования, в натуральных единицах;
Цi оптовая цена предприятия единицы продукции i-го наименования;
ПФн.с. полуфабрикаты на сторону;
УПХн.с. услуги промышленного характера на сторону;
п количество видов продукции, которые изготавливает предприятие.
Объем реализации продукции определяется по объему отгруженной продукции или по выручке и может быть выражен в сопоставимых, плановых или действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции связывает производство с потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Натуральные показатели (штуки, метры, тонны и т.д.) применяют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели применяют для обобщенной харак-теристики объемов производства
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях много-номенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации про-дукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста
Таблица 1.
Динамика производства и реализации продукции
в сопоставимых ценах [1. c. 233].
Год Объем произ-водства, млн. руб Темпы роста Объем реализации Темпы роста
базисные цепные базисные цепные
1 90 100 100 89,5 100 100
2 92,4 102,7 102,7 92,6 103,4 103,4
3 95,8 106,4 103,6 94,3 105,4 101,8
4 94,1 104,5 98,2 93,5 104,4 99,2
5 100,8 112 107,1 96,6 107,9 103,0
Под базисными понимаются показатели относительно первого года базиса, под цепными отношение величины показателя относительно предшествующего года. Базисные отношения позволяют проследить абсо-лютный прирост показателя относительно его начального значения, а цепные отражают динамику изменения показателей в приращениях.
Из таблицы примера можно видеть, что за пять лет объем произво-ства возрос на 12%, а объем реализации на 7,9 %. Если за предыдущие го-ды темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за по-следний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями. То есть приведенный пример анализа показывает, что спрос на продукцию предпри-ятия падает, и хотя из табл. 1 нельзя выяснить причин падения спроса, одна-ко она позволяет обратить особое внимание на сам факт падения спроса и за-пустить механизм изучения его причин.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продук-ции рассчитывается по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
Например, для того, чтобы выполнить исчисление по среднегеомет-рической, воспользуемся для приведенного в табл. 1 примера формулой:
Те же расчеты для объемов реализации дадут значение
Результаты расчета показывают, что в приведенном примере средне-годовой темп прироста выпуска продукции составляет 2,87 %, а реализации продукции 1,92 %.
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период производится по таблице, общая форма которой приве-дена ниже
Использованная литература
- Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 5-е изд., перераб. и доп. Минск: Новое знание, 2003
- Кравченко Л.И. Анализ финансового состояния предприятия. Минск.: ПКФ «Экаунт», 1994.
- Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятель-ности: Учеб. М.: Финансы и статистика, 1997.