Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Экономические --> Финансы --> Формы государственной поддержки малого предпринимательства

Формы государственной поддержки малого предпринимательства

Среднерусский Университет Город: Москва

Курсовая по предмету:
"Финансы"



Название работы:
"Формы государственной поддержки малого предпринимательства"




Автор работы: Юлия
Страниц: 55 шт.



Год:2008

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

§ 2.3. Возможные сценарии развития российского малого бизнеса в обозримой перспективе

По всей видимости, в развитии российского малого бизнеса на ближайшую перспективу возможны три основных сценария - оптимистический, пессимистический и реалистический.

Оптимистический сценарий предполагает, что российское государство, наконец, переходит от обещаний к практическим делам - реальному снижению и упрощению налогообложения малого бизнеса, решительной борьбе с коррупцией, снижению административных барьеров при входе на рынок, укреплению правового режима частной собственности, включая собственность на землю.

Кроме того, должна прекратиться искусственная поддержка «лежачих» крупных предприятий, и их реструктуризация должна проводиться таким образом, чтобы доступ к их активам и площадям для малого бизнеса был более прямым и легким. Для этого необходимы, помимо политической воли и соответствующих приоритетов в экономической политике, определенные внешние предпосылки - сохранение в среднесрочной перспективе относительно высоких цен на основные экспортные товары России (нефть и газ), перераспределение налоговых поступлений от экспорта на стимулирование несырьевых отраслей и инноваций, минимально благоприятный режим реструктуризации внешних долгов страны.

Пессимистический вариант предполагает, что продолжается политика косметического реформирования российской экономики и социальной сферы.

При этом лозунги «поддержки малого предпринимательства» на деле оборачиваются дальнейшим усилением налогового пресса, вследствие чего малый бизнес все стремительнее переносит свою активность в теневую экономику. Государство реагирует на это усилением репрессий (оборотной стороной чего становится дальнейший расцвет коррупции на низовом уровне), ужесточением регистрационно-лицензионных процедур. В результате малое предпринимательство, конечно, не погибнет вовсе - хотя бы в силу того, что крупные предприятия не в состоянии поглотить все рабочие руки, - но в лучшем случае продолжит стагнировать примерно на нынешнем уровне, когда число малых предприятий во всей России примерно сопоставимо с численностью малых предприятий в одной Варшаве.

Реалистический сценарий - примерно посередине. Государство упрощает налогообложение, но не может его заметно снизить (в силу отсутствия политической воли или неблагоприятных внешнеэкономических и макроэкономических условий).

Совершенствование законодательства ведется медленно, вяло, чиновничество успевает отреагировать на каждое улучшение закона изощренными подзаконными актами, что в значительной мере нейтрализует положительный эффект законотворчества. Фирму становится легче зарегистрировать, но предпринимателю по-прежнему трудно получить лицензию на ведение определенного вида деятельности.

Борьба за Земельный кодекс заканчивается очередной ничьей - частная собственность на землю продекларирована, но механизм ее реализации законодательно не установлен; в результате практически невозможны ни ипотека, ни различные варианты залогового обеспечения кредитов.

Государственная политика в отношении малого бизнеса начинает проводиться более решительно и целеустремленно, но носит скорее развращающий характер.

При таких условиях возможен вялый рост численности малых предприятий и работающих в малой экономике в 1,5-2 раза по сравнению с нынешним скромным уровнем, т.е. до 1,5-2 млн малых предприятий и 12-15 млн постоянно занятых, доля же его в ВВП может возрасти до 18-20 %.

Для достижения данной цели экономическая политика государства должна быть, как минимум, нейтральной для формирующихся субъектов рыночной экономики, которые и являются мотором рыночного хозяйства - частных предпринимателей. Еще лучше было бы, если бы государство целенаправленно содействовало формированию субъектов рынка. Но достаточно было бы и некоего минимума:

A. налоговая реформа с целью не только и не столько снижения, сколько упорядочения и упрощения налогообложения;

B. создание системы гарантий прав собственности, но также и экономических стимулов к перераспределению неэффективно используемой собственности в пользу более эффективных хозяев (в том числе и главным образом, малых предпринимателей);

C. отказ власти от убеждения в том, что малый бизнес «рычаг» в руках мудрых правителей, позволяющий им «решать вопросы»; переход к системе цивилизованного партнерства;

D. открытие «шлюзов» для самоорганизации самих малых предпринимателей в кредитные и страховые союзы, с помощью которых они смогут смягчить бремя финансовых проблем, поскольку российские банки в обозримом будущем помочь им, по большому счету, не смогут.

Разумеется, и для того, чтобы реализовать этот минимум, потребуется поменять саму идеологию экономической политики государства. Принципы политики, наилучшим образом обеспечивающей общие условия для развития основанной на частном предпринимательстве рыночной экономики, сформулировал еще в середине нынешнего века немецкий экономист Вальтер Ойкен.

Малый бизнес особенно уязвим, ибо не имеет столь мощных оборонительных редутов, как собственная юридическая служба и служба безопасности, которые отчасти помогают минимизировать издержки правового беспредела крупным предпринимательским структурам. Значит, и здесь не обойтись без усиления государственных гарантий прав собственности.

Необходимо, наконец, сформулировать и долгосрочную концепцию государственной поддержки малого предпринимательства, провести «инвентаризацию» ее методов.

В качестве ближайших задач здесь стоят: разработка механизмов привлечения частных кредитов в регионах под гарантии специально создаваемых гарантийных фондов (агентств), создание центров финансового лизинга, а также отработка механизма упрощенного налогообложения и обложения по вмененному доходу.

Все это должно способствовать облегчению доступа потенциальных предпринимателей к заемному капиталу для открытия и расширения бизнеса, облегчить управление и учет на вновь создаваемых предприятиях.

Кроме того, отнюдь не только мерами непосредственно экономической политики ограничивается роль государства в формировании благоприятной среды для развития малого бизнеса.

Во-первых, государство должно научиться видеть в малом предпринимательстве и ассоциациях, его представляющих, равного и достойного партнера. Это можно продемонстрировать на деле не столько эпизодически проводимыми пышными съездами «передовиков малого бизнеса», созданием сервильных малопредпринимательских объединений, сколько привлечением их представителей в постоянно действующие органы (экспертные советы и т. п.), где они могли бы участвовать в формировании политики в области малого бизнеса.

Далее, необходимо дать простор самоорганизации малого предпринимательства в области кредитования и страхования, осуществления др. финансовых услуг, которые оно не может получить по тем или иным причинам ни от государства, ни от существующих ныне институтов финансового рынка.

Общества взаимного кредитования и страхования, возникающие на местах и в ряде регионов, имеют достаточный положительный опыт. Они могли бы подставить свое «кредитное плечо» микрофирмам, начинающим предпринимателям. Для этого Думе нужно лишь укрепить правовую базу их существования, приняв, наконец, соответствующие законы.

Приходится констатировать, что нынешнее российское государство - и его законодательная, и его исполнительная ветвь - не склонны к масштабной постановке задач и конструктивному взаимодействию с массовым, идущим «снизу», демократическим малым предпринимательством.

Государству все-таки ближе теневые олигархи или директора псевдочастных гигантов постсоциалистической индустрии.

Следовательно, создание нормальных условия для развития частной инициативы, для перехода малого предпринимательства от выживания к росту - задача иного государства.

Добиться, чтобы оно стало таким иным - сверхзадача самих малых предпринимателей, вопрос их гражданской ответственности перед своими семьями и обществом в целом.

Содержание работы

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Состояние развития малого предпринимательства, основные проблемы и пути их решения 7

§ 1.1. Общие показатели развития малого предпринимательства в России 9

§ 1.2. Уровень развития политики и уровень развития сектора малого предпринимательства 11

§ 1.3. Развитие инновационного предпринимательства 15

Глава 2. Основные формы и задачи государственной поддержки малого предпринимательства 20

§ 2.1. Реализация мероприятий Федеральной программы 20

§ 2.1.1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности малых предприятий 21

§ 2.1.2. Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства и развитие прогрессивных финансовых технологий 24

§ 2.1.3. Снижение административных барьеров 28

§ 2.2. Направление налоговой политики в отношении субъектов малого предпринимательства 30

§ 2.3. Возможные сценарии развития российского малого бизнеса в обозримой перспективе 33

Глава 3. Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства 38

§ 3.1. Цель и направление финансовой политики государства в отношении малого бизнеса 38

§ 3.2. Лизинговые компании и программа микрокредитования малого предпринимательства В РФ 41

§ 3.3. Государственная финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства 43

Заключение 47

(Основные мероприятия по реализации федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации) 47

Список литературы 52

Введение

Сегодня малое предпринимательство в Росси стало заметным, не только социально-политическим, но и экономическим явлением. Укрепляются тенденции по увеличению вклада малого предпринимательства в экономику России.

Президент Российской Федерации, целеустремленно проводит линию на дальнейшее развитие малого предпринимательства.

Постепенно складывается государственно-общественная система поддержки малого предпринимательства. При этом центр активности уже переместился из центра в регионы, и происходит дальнейшее его смещение в сторону муниципалитетов.

Малое предпринимательство не только увеличивается численно, но и растет профессионально, стремится к созданию механизмов диалога с властью.

Причины невысокой эффективности государственной политики, с одной стороны, связаны с отсутствием достаточного опыта, из другой, с противодействием большого капитала, который ориентировался и ориентируется на сырьевые секторы экономики.

Остаются недостаточно разработанными методики прогнозирования последствий принятия тех или иных решений по регулированию малого предпринимательства, не достаточно определены критерии и средства оценки эффективности мероприятий по развитию малого бизнеса. Федеральные и региональные программы поддержки малого бизнеса не подкреплены надлежащими ресурсами.

Анализ современных тенденций, свидетельствует о том, что, безусловно, роль и доля малого предпринимательства в перспективе будут неуклонно возростать, но происходить это будет не сразу, а в результате конкуренции и борьбы предпринимательской общественности с административным аппаратом, и конфликта интересов миллионов предпринимателей и сотен представителей финансово-промышленных групп, интересы которых не всегда совпадают.

Сфера малого бизнеса в Российской Федерации в значительной степени способствует формированию конкурентной среды, установлению рыночного равновесия. Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации является важным фактором, обеспечивающим экономический рост и занятость населения.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и соблюдать в своей деятельности права предпринимателей и свободу предпринимательства.

Однако, «в российской действительности положительные моменты государственного регулирования в силу слабости, как самого государства, так и сдерживающего его чрезмерные притязания гражданского общества выражены недостаточно, тогда как негативные превратились в особую группу факторов, препятствующих нормальному развитию малому предпринимательству».

Как следствие неэффективной деятельности структур государственного регулирования и контроля возникают специфические трудности развития бизнеса, которые в последнее время принято называть административными барьерами.

Актуальность работы заключена в том, что административные барьеры являются препятствием на пути развития бизнеса и предпринимательства, которые создают иную государственную проблему, так как «обычной реакцией малых предприятий на административные барьеры является уход в «теневую» экономику с целью снижения трансакционных издержек и «бюрократических рисков».

Предмет исследования. Предметом исследования в данной работе является опыт стимулиро¬вания малого бизнеса в России, в переходных экономиках. Особое внимание уделено анализу отечественной практики стиму¬лирования МСП и изучению возможности адаптации зарубежного опыта к России.

Объект исследования. Формы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ.

Цель работы. Основная цель работы состоит в исследовании опыта стимулирования малого предпринимательства, изучении возможности его адаптации к России и в опреде¬лении направлений формирования действенной системы поддержки отечественного ма¬лого бизнеса.

Исходя из этой цели, решена следующая задача: исследовать динамику и современные особенности российского малого бизнеса; проанализировать сложившуюся в России систему поддержки малого предпри¬нимательства, выяснить причины её недостаточной эффективности, рассмотреть возможности использования зарубежного опыта в России и определить пути со¬вершенствования российской системы стимулирования малого предприниматель¬ства.

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы состав¬ляют труды отечественных и зарубежных экономистов, посвященные проблемам малого предпринимательства.

При определении прин¬ципов хозяйственной политики государства использовались труды В. Ойкена.

Были проанализированы законодательные и нормативные акты и программы государ¬ственной поддержки малого предпринимательства России.

В качестве информационной базы использовались материалы зарубежных и отечест¬венных статистических справочников и ежегодных изданий, материалы ЕБРР, доклады ОЭСР, статьи в российской и зарубежной периодической печати, сайты Интернет.

Уже в июле 1998 года Правительство Российской Федерации констатировало «в малом предпринимательстве усилилась тенденция ухода в «теневой» сектор, уменьшается количество постоянно занятых на малых предприятиях и средняя численность этих предприятий. Значительная часть зарегистрированных малых предприятий так и не приступает к хозяйственной деятельности. В этих условиях особо остро стоит вопрос о более эффективной политике государства по отношению к малому предпринимательству».

Процесс устранения административных препятствий позволит придать новый динамизм проведению рыночных реформ в государстве, сформировать среду благоприятную для развития малого предпринимательства.

Глава 1. Состояние развития малого предпринимательства, основные проблемы и пути их решения

Вопросы поддержки малого предпринимательства получили серьезное развитие в Российской Федерации и большинстве стран Содружества. По инициативе Российской Федерации создан Консультативный совет по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ, в который вошли представители специализированных государственных органов, курирующих малый бизнес.

В России создан Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП России), принят соответствующий Федеральный закон, создается инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса, разрабатываются федеральные и региональные программы, проводятся Всероссийские съезды представителей малых предприятий, ведется работа с общественными и международными организациями.

Как свидетельствуют выводы Петербургского экономического форума, в Российской Федерации за счет малого бизнеса и его целенаправленной государственной поддержки обеспечены стабилизация и рост показателей промышленного производства. Учитывая российский опыт, а также опыт стран Содружества по формированию систем государственной поддержки этого важного сектора экономики, прежде всего необходимо сформировать целостную систему правовых актов, отражающую интересы малого предпринимательства государств-участников СНГ, с целью создания необходимых условий для развития малого и среднего бизнеса.

Этой работой должны заниматься специализированные федеральные и региональные структуры. Нельзя допускать слияния специализированных государственных органов поддержки малого предпринимательства с другими федеральными и иными структурами, так как это влияет на эффективность поддержки рыночных структур и социальную защиту населения и предпринимателя.

Сегодняшнее государство должно получить самый высокий рейтинг доверия у населения и предпринимателя. Если правительства хотят быть эффективными и не устраняться с социально-политической и экономической сцен, их усилия должны быть сконцентрированы на поддержке ключевых рыночных структур и обеспечения благоприятного предпринимательского климата. Малый бизнес дает им такую возможность.

Усилия правительств должны быть сконцентрированы на выработке и осуществлении национальных и совместных стратегий поддержки и развития малого предпринимательства, создании институциональных основ его функционирования, сосредоточившись на решении тех задач, которые не в состоянии решить общественные и иные организации и объединения предпринимателей без помощи государств.

Подготовка кадров для малого предпринимательства является интеграционной осью развития культуры, промышленности, социальной сферы, в целом экономики РФ.

§ 1.1. Общие показатели развития малого предпринимательства в России

В 2007 г. количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось в трех федеральных округах - Центральном, Сибирском и Дальневосточном. Наибольшее сокращение этого показателя произошло в Уральском и Южном округах.

Таблица 1. Количество малых предприятий (МП) по федеральным округам Российской Федерации

Федеральные округа Количество МП на 1 января 2007 г. в расчете на 100 тыс. населения Прирост/сокращение (-) количества МП на 100 тыс. чел. населения, ед.

в IV кв. 2007 г. за период 01.01.2005 - 01.01.2007

Российская Федерация 602,6 2,6 -7,7

Центральный 829,8 8,1 10,8

Северо-Западный 1076,8 0,0 -9,0

Южный 378,9 0,5 -45,2

Приволжский 410,4 0,3 -14,7

Уральский 445,9 3,2 -77,0

Сибирский 499,2 0,0 35,6

Дальневосточный 575,5 1,4 43,3

В 2007 г. в целом по стране зафиксирован прирост среднесписочной численности работников малых предприятий на 1,7%. Только в двх федеральных округах - Приволжском и Южном - отмечается сокращение числа занятых на малых предприятиях. Наиболее заметное сокращение произошло в республиках Ингушетия (на 58,3%) и Дагестан (на 51,8%).

Использованная литература

  1. Авилова А.В., Бухвальд Е.M., Обыденнова Т.Б., Чепуренко A.Ю. Малый бизнес после августа 1998 г.: проблемы, тенденции, адаптационные возможности // Осенний кризис 1998 года: российское общество до и после / Под ред. Горшкова М.К., Чепуренко А.Ю., Шереги Ф.Э. М.: РНИСиНП, РОССПЭН, 1998.
  2. Андреев В.. Государственная поддержка малого предпринимательства. - Российская юстиция, № 12 за 2000 год.
  3. Барсукова С. Август 1998 года и отечественное предпринимательство // Pro et Contra. 1999. Т. 4. № 2.
  4. Бережная О. Малому бизнесу помогут, но мало // Российская Федерация сегодня. 2007. № 7.
  5. Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России. //Вопросы экономики. - 1996. № 7.
  6. Высоков В.В. Малый бизнес: made in Russia. Ростов-на-Дону, 2005.
  7. Гипельсон В. Рынок труда в частном секторе.//Предпринимательство в России. - 2000. - №1.
  8. Документы. Ежемесячное приложение к газете «Экономические новости» - 2004. - Март.
  9. Емельянова Л.В.. Две системы налогообложения. - Управление собственностью, № 3 за 2001 год.
  10. Занятость, малый бизнес и рынки труда в России и Молдове / Под ред. Обыдённовой Т.Б., Чепуренко А.Ю. М.: РНИСиНП, 2006.
  11. Зевелев В.А. Малый бизнес - большая проблема России. - М., 2007.
  12. Игнатов В.Г., Бородина О.Ю. Малое предпринимательство и его государственная поддержка в России. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство (АООТ «Ростиздат»), 1997 год.
  13. Игнатов В.Г., Бородина О.Ю. Органы власти и поддержка малого бизнеса М.: «Издательство Приор», 1998 год.
  14. Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации. / Государственный Совет Российской Федерации. М., 2001.
  15. Коровкин В.В. Налоговые ошибки.-М.:2007г.
  16. Малые предприятия. Субъекты малого предпринимательства. - М.: Ось-89, 2006 г.
  17. Малый бизнес в России / Серия «Бизнес Тезаурус» - М.: КОНСЭКО, 2006
  18. Малый бизнес и региональное развитие в индустриальных странах. Сборник обзоров / Под ред. В.С.Ажаевой. - М.: ИНИОН РАН, 2007.
  19. Материалы к парламентским слушаниям «Малое предпринимательство - одно из направлений промышленного развития России», 23.09.2007.
  20. О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (По материалам парламентских слушаний).- Управление собственностью, № 4 за 2000 год.
  21. О состоянии и развитии малого предпринимательства Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке. / Доклад Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. М., 2001.
  22. Ойкен В. Основные прнципы экономической политики / Пер. с нем. под общ. ред. Л.И. Цедилина и К. Херрманн-Пиллата. М.: Прогресс, 1995.
  23. Положение о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.1999 г. № 793.
  24. Помелова Т. Шаг вперед, два шага назад.//Московская правда. - 2004. - 4 января.
  25. Постановление Правительства Российской Федерации «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности», № 1460 от 31 декабря 2006 года.
  26. Предприниматель без образования юридического лица.- М.: 2002 г.
  27. Предпринимательство: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999 год.
  28. Приказ Госналогслужбы РФ от 24.01.96г. № ВГ-3-02/5 Об утверждении форм документов необходимых для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства
  29. Ракхгаван А., Штайнметц Г. У европейского бизнеса нет наследников // Ведомости. 2000. № 69 (апрель).
  30. Состояние и основные проблемы развития малого предпринимательства в Российской Федерации, анализ эффективности существующих механизмов государственной поддержки и развития малого предпринимательства./ Государственный Совет Российской Федерации. Доклад рабочей группы по вопросам поддержки и развития малого и среднего бизнеса. М., 2007.
  31. Средний класс в современном российском обществе / Под ред. Горшкова М.К., Тихо-новой Н.Е., Чепуренко А.Ю. М.: РОССПЭН, РНИСиНП, 1999.
  32. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2005-2010 годы.
  33. Федеральный Закон О государственной поддержке предпринимательства в РФ от 14.06.1995г.
  34. Федеральный Закон Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства от 29.12.1995г.
  35. Федеральный закон РФ № 88-ФЗ от 14.06.1995 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».


Другие похожие работы