Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Экономические --> Экономическая теория --> Монополии: сущность, виды, методы господства.

Монополии: сущность, виды, методы господства.

Москва

Курсовая по предмету:
"Экономическая теория"



Название работы:
"Монополии: сущность, виды, методы господства."




Автор работы: Юлия
Страниц: 32 шт.



Год:2009

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Монополия – это власть над рынком. Монополия – это безусловное доминирование на рынке одного продавца, способного оказывать влияние на рыночную цену.

Она возникает тогда, когда кто- либо из участников рыночного взаимодействия, обладает возможностью влиять на условия заключения рыночной сделки.

Когда вся сила влияния концентрируется у одного из участвующих в обменной операции сторон, которая может диктовать условия, то такую модель организации рынка называют абсолютной или чистой монополией.

Чистая монополия – отличается тем, что весь рынок принадлежит одному производителю, который безраздельно обладает возможностью и правом производства товара, не имеющего аналогов. Доступ на данный рынок ограничен и осуществляется полный контроль над ценами. При чистой монополии, ценовая конкуренция ограничена или вообще отсутствует.

Также существует естественная монополия – характерна для отраслей, в которой присутствие единственного производителя обусловливает минимальные средние издержки производства при обеспечении всего рыночного спроса.

В монополизированной отрасли, эффективны лишь крупные предприятия.

Необходимость организации крупномасштабного бизнеса устанавливает перед желающими проникнуть в отрасль высокий барьер, который способны преодолеть лишь немногие фирмы.

Специфичным частным случаем монополистической структуры рынка, обусловленного эффекта масштаба производства, являются естественные монополии. О предрасположенности рынка к естественной монополии, можно говорить уже тогда, когда оптимальный размер предприятия превышает половина размера рынка. Ведь его сможет достичь только одна фирма – даже для второй столь же эффективной фирмы нет места.

Поэтому чем крупнее предприятие, чем ближе она к полному охвату рынка, тем ближе ее размер к оптимальному и, следовательно, тем значительней преимущество такой фирмы в издержках.

Эти рекордно низкие издержки являются естественным экономическим барьером, для всех тех, кто стремится к вторжению в отрасль.

Многие экономисты, особенно придерживающиеся марксистско-ленинских взглядов, в области экономической истории, полагают, что как преобладающий тип строения рынков, монополия пришла на смену свободной конкуренции лишь в конце XIX – начале XX в. Это верно лишь по стольку, поскольку мы отдаем себе отчет в том, что свободная конкуренция пришла в свою очередь на смену господству монопольной власти в Англии в XVII в. накануне промышленной революции, а в большинстве стран континентальной Европы и того позже.

Еще Аристотель, закладывая основы экономических воззрений в своем знаменитом труде «Политика», отнес монополию к одной из практических форм «искусства наживать состояние».

Монополия и конкуренция составляют противоречивое единство.

Это единство заключается в том, что для любого товаропроизводителя, монополия на производство продукта является средством достижения цели. Чтобы получить максимальную прибыль, нужно завысить цену на товар. А это возможно только притом условии, что производитель достигает монопольного положения в производстве в реализации своего товара.

Несовершенство конкуренции достигает здесь наивысшую степень. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти и наличие у потребителя выбора. Именно ситуация альтернативного, взаимоисключающего выбора провоцирует борьбу между продавцами на рынке за покупателя, стремление наилучшим и самым эффективным способом удовлетворить запросы потребителей.

В условиях же монополии потребителям противостоит единственный производитель – гигант, на долю которого приходится все отраслевое предложение продукции. В такой ситуации потребитель вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаясь на его ценовые условия и не имея возможности компенсировать недостаток предложения у других продавцов.

Монополия является внутренним, необходимым, существенным свойством конкурентной борьбы. Для каждого хозяйствующего субъекта монопольное положение на рынке обеспечивает его эгоистический интерес при отсутствии противодействия со стороны интересов других субъектов.

Во многих случаях возникновение монополии связано с предоставлением правительством частному лицу или фирме исключительных прав на реализацию товара или услуг.

Иногда возникновение такой монополии становится результатом политического влияния потенциального «единоличника».

«Когда то короли даровали исключительные права на ту или иную деятельность друзьям и союзникам».

В наше время правительство разрешает основание монополии на том основании, что это будет отвечать интересам общества.

Цель курсовой работы, заключается в изучении сущности монополии, ее последствий и регулирования, в рассмотрении видов монополий и определение источников монопольной власти.

1. Условие возникновения и существования монополии

1.1. Определение «понятия» монополия и ее сущность

Когда речь идет о монополии, то это понятие обычно ассоциируется у нас с крупными предприятиями. И на практике чаще всего так и бывает.

Однако в действительности не только размер выражает сущностную характеристику монополии: для определения характера функционирования рынка, важно и распределение между участниками конкурентной силы, величина которой определяется наличием альтернатив у каждого из участников рыночного взаимодействия.

С этой точки зрения, существенной стороной монополизма выступает уникальность продукта фирмы, который не имеет полноценных заменителей, вследствие чего потребитель лишается возможности альтернативного выбора.

Именно отсутствие заменителей обусловливает то особое положение данного продукта.

Приходящая на смену однородности уникальность продукта, как раз и позиционирует абсолютную монополию и ее совершенную конкуренцию в качестве противостоящих друг другу моделей организации рынка.

Монополия – это концентрация всего объема отраслевого предложения у одного продавца, реализующий уникальный продукт.

Основная черта, разграничивающая монополию и совершенного конкурента – это ценовая эластичность спроса. Спрос на продукцию отдельно взятого совершенного конкурента является бесконечно эластичным по цене. Даже в случае незначительного изменения цены конкурирующей фирмы потребители полностью прекратят покупку ее продукции, поэтому говорят, что совершенный конкурент является «ценополучаетелем», т.е. фирма в условиях совершенной конкуренции не может никак повлиять на уровень цен. Монополия же такой властью обладает, что позволяет ей контролировать на рынке не только свой объем выпуска, но и назначать цену. Тем не менее эта

Содержание работы

Содержание

Введение 3

1. Условие возникновения и существования монополии 6

1.1. Определение «понятия» монополия и ее сущность 6

1.1. Источники монопольной власти 8

2. Экономическая природа и виды монополии 12

2.1. Экономическая природа монополии 12

2.2.Виды монополии 16

3. Экономические последствия монополизации и регулирование деятельности монополии 21

3.1. Экономические последствия монополии 21

3.2. Регулирование деятельности монополии 24

Заключение 30

Список литературы 32

Использованная литература

  1. Тарануха Ю.В. микроэкономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Ю.В. Тарануха; под общ. ред. Проф. А.В. Сидоровича. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006. 640 с. (Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова).
  2. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебник. М.:ИНФРА М, 2005. 685 с. (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).
  3. Сафрончук М.В. Микроэкономика: учебное пособие /М.В. Сафрончук. М.: КНОРУС, 2007. 256 с.
  4. Самуэльсон, Пол Э., Нордхаус, Вильям Д. Микроэкономика, 18 е изд.: Пер. с англ. М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2008. 752 с.
  5. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. М.: ИНФРА М, 2000. 696 с. (Серия «Университетский учебник)
  6. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. микроэкономика: В 2- х т. ( Общая редакция В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа. 1999. -503 с.
  7. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник/ Ю.В.Тарануха, Д.Н. Земляков. М.: КНОРУС, 2008.- 320 с.
  8. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. СПб.: Питер, 2003. 256 с.
  9. Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики: Учебник для вузов. 4 е изд./ Пер. с англ. СПб.: Питер, 2007. 592 с.
  10. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): учебник. 2- изд., испр./ под. Ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. М.: КНОРУС, 2005. 672 с.
  11. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономика: учебник. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА М, 2009. 672 с. : ил. (Высшее образование).


Другие похожие работы