Налог на добавленную стоимость
Реферат по предмету:
"Бухучет и аудит"
Название работы:
"Налог на добавленную стоимость"
Автор работы: Юлия
Страниц: 35 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
2. Порядок предъявления налога на добавленную стоимость покупателю: порядок оформления счетов-фактур и ведения Книг покупок и продаж
Все налогоплательщики НДС при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, включая операции, не подлежащие налогообложению, а также при получении авансов и в других случаях, обязаны по установленным формам:
составить счет фактуру
Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов фактур, книги покупок и продаж устанавливается Правительством РФ.
При реализации товаров в розничной торговле требования по выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдан покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
Счет-фактура документ, служащий основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению. Основными документами, регулирующими порядок применения счетов-фактур, являются часть 2 Налогового кодекса РФ (ст.168-169) и Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (в редакции Постановления Правительства РФ от 27.07.2002 г. № 575).
Форма счета-фактуры установлена приложение № 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС (утв. Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914).
Счета-фактуры обязаны составлять следующие категории лиц:
налогоплательщики по операциям, подлежащим налогообложению;
налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей плательщиков НДС в соответствии со ст.145 НК РФ.
налогоплательщики по операциям, не подлежащим налогообложению в соответствии со ст.149 Налогоого кодекса РФ;
Последние два вида налогоплательщиков в счетах-фактурах делают надпись «Без налога (НДС)».
В соответствии с п.п.1-2 ст.169 НК РФ счет-фактура является основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету (возмещению) в установленном порядке.
В соответствии с п.3 ст.168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан выставить покупателю соответствующий счет-фактуру не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
В случае, если счета-фактуры составлены и выставлены с нарушением порядка заполнения их реквизитов или подписания уполномоченными лицами, то они не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету (возмещению). При этом необходимо отметить, что совершение иных нарушений в использовании счетов-фактур не может являться основанием для отказа в принятии к вычету суммы НДС, предъявленных продавцом[6,c.36].
Согласно п.6 ст.169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными должностными лицами, уполномоченными на то приказом по организации или доверенностью от имени организации.
При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.
Согласно п.5 ст.169 Налогового кодекса РФ в счете-фактуре должны быть указаны следующие реквизиты:
1) наименование, адрес и идентификационный номера налогоплательщика и покупателя;
2) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя ( по данной строке указывается полное или сокращенное наименование грузоотправителя (грузополучателя) в соответствии с учредительными документами);
4) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
5) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
6) цена (тариф) за единицу измерения (при возможнсти ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
7) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых единиц измерения (при возможности их указания);
8) сумма акциза по подакцизным товарам;
9) стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг без налога;
10) налоговая ставка;
11) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога;
12) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
13) страна происхождения товара;
14) номер грузовой таможенной декларации.
вести книги покупок и книги продаж
В соответствии с п.3 ст.169 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж. Порядок ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также книг покупок и продаж установлен Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».
вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур
Согласно п.6 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС журнал учета полученных счетов-фактур должен быть прошнурован, его страницы пронумерованы. В связи с этим, исходя из объема получаемых документов, указанный журнал можно заводить на неделю, месяц, квартал, год и т.д.
Покупатели ведут журнал учета полученных о продавцов оригиналов счетов-фактур. Данный журнал состоит из двух частей.
Первая часть представляет собой таблицу (реестр всех полученных счетов-фактур) произвольной формы, в которой учитываются полученные счета-фактуры по мере их поступления от продавцов.
Вторая часть состоит из самих оригиналов счетов-фактур.
Аналогично покупателям продавцы ведут журнал выставленных покупателям счетов-фактур. Данный журнал также состоит из двух частей.
При этом необходимо отметить, что Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС не устанавливают обязанности по учету в этом журнале счетов-фактур, составляемых не в связи с отгрузкой покупателям товаров( работ, услуг). Иными словами, счета-фактуры, составляемые продавцом для учета операций по внутреннему потреблению товаров (работ, услуг), средств полученных в виде финансовой помощи, процентов по векселям и т.д. в журнале учета выставленных покупателям счетов-фактур не отражаются. Вместе с тем, если налогоплательщик желает также учитывать данные счета-фактуры в журнале, то ему необходимо в разрезе журнала обеспечить раздельный учет названных операций.
Содержание работы
Содержание
Введение 3
1. Объекты налогообложения налогом на добавленную стоимость. Место реализации товаров (услуг, работ). Операции, не подлежащие налогообложению( освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость. Общие условия применения льгот. 4
2. Порядок предъявления налога на добавленную стоимость покупателю: порядок оформления счетов-фактур и ведения Книг покупок и продаж 13
3. Применение НДС для продукции средств массовой информации 24
Заключение 35
Список использованной литературы 36
Введение
Налоговый учёт осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учёта для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществлённых налогоплательщиком в течение отчётного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога.
Налоговый учёт это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
В данной работе рассмотрим налог на добавленную стоимость. Сейчас данный налог взимают 135 стран, а впервые НДС был введен во Франции в 1958. Из развитых стран НДС отсутствует в США и Австралии, где вместо данного налога действует налог с продаж по ставке от 2 % до 11 %[4,c.12].
Теоретически НДС является налогом на добавленную стоимость, на практике он похож на налог с оборота, когда каждый торговец добавляет в выписываемые им счета-фактуры этот налог и ведёт учёт собранного налога для последующего представления информации в налоговые органы. Однако продавец имеет право вычитать сумму налога, который он, согласно выписанным ему счетам-фактурам, уплатил за товары и услуги (но не в виде заработной платы или жалованья).
Таким образом, этот налог является косвенным, а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю.
1. Объекты налогообложения налогом на добавленную стоимость. Место реализации товаров (услуг, работ). Операции, не подлежащие налогообложению( освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость. Общие условия применения льгот.
Плательщиками налога являются организации, имеющие статус юридических лиц, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, предприниматели без образования юридического лица.
Порядок исчисления и уплаты НДС регламентируется гл. 21 Налогового кодекса РФ. Согласно гл. 21 Налогового кодекса НДС это форма взыскания в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях производства.
Объектом налогообложения являются:
реализация товаров (работ, услуг) внутри организации для собственного потребления;
реализация товаров, выполненных работ, оказанных услуг на территории Российской Федерации;
суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ, оказания услуг;
ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федера¬ции.
Облагаемый оборот определяется исходя из [5,c.69]:
государственных розничных цен, включающих в себя НДС;
свободных (рыночных) цен без включения в них НДС;
при исчислении облагаемого оборота по товарам, по которым взимаются акцизы, в него включается сумма акцизов;
государственных регулируемых оптовых цен без включения в них НДС;
Налоговый период при исчислении НДС устанавливается анало¬гично отчетному периоду и приравнивается к одному месяцу.
Ставки НДС устанавливаются в размерах:
0 % при реализации товаров, работ и услуг, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации;
10 % продовольственные товары, согласно перечню установ¬ленного пп. 1 п. 2 ст. 164 гл. 21 Налогового кодекса РФ, товары для детей;
18 % при реализации товаров, не попадающих под налогооб¬ложение по ставкам 0 %, 10 %.
Сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет, определяется по итогам каждого налогового периода, ка уменьшенная на сумму налоговых вычетов. Под налоговым вычетом понимается сумма НДС, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении товаров, работ и услуг[4,c.52].
НДС, уплаченный в составе расходов поставщикам может рассматриваться как налоговый вычет при соблюдении следующих условий:
факта оприходования материальных ресурсов, выполнения работ, оказания услуг;
факта оплаты материальных ресурсов, работ, услуг;
наличия счета-фактуры.
Налоговая база определяется как стоимость продукции без учета НДС .Ставка НДС - 18%.
Факт реализации товаров, приобретенных у поставщика для налогового вычета не обязателен.
В соответствии со ст. 161. НК РФ определения налоговой базы НДС налоговыми агентами имеет следующие особенности:
Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.
При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Налоговая база, указанная в пункте 1 ст.161 Нк РФ, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 ст.161 НК РФ иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой .
При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 40 НК РФ, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.
При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога [3,67]
Правовые основания для получения освобождения от уплаты НДС кооперативу есть. На основании ч. 1 ст. 145 НК РФ - организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей.
Использованная литература
- Налоговый кодекс РФ (Часть 1): Федеральный закон № 146 ФЗ от 31.07.98, изм. и доп. 09.07.05(№ 155 ФЗ) // Экономика и жизнь. 2007 г. № 30.- 250 с.
- Налоговый кодекс РФ (Часть 2): Федеральный закон № 153 ФЗ от 27.07.2006 // Экономика и жизнь. 2007 г. № 32.- 350 с.
- Касьянов М. М. Налоги должны обогащать страну, гарантируя благополучие граждан // Российская газета. 2007 г. № 101. -64 с.
- Налоги: Учебное пособие / Под ред. Черника Д. Г. 3-е изд. М.: Финансы и статистика, 2007. 688 с.
- Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. 429 с.
- «Налог на добавленную стоимость» Учебно-практическое пособие по дистанционному обучению. М: 2007.-с.425
- О. В. Мещерякова Налоговые системы развитых стран мира: Справочник, Москва, Фонд Правовая культура 2007., стр. 550
- С. Алексашенко, Исчисления налога на прибыль, Экономические науки 2007 г. № 6, стр. 38
- П. Бернд Шпан Будущее налогов в Еропейском сообществе, Интерлинк 2006 г. № 4, стр. 175
- Т. М. Бойко Первое знакомство с новым налогом , ЭКО 2008 г. № 2- с.65
- В. Болотин НДС : преодоление иррационального», Российский экономический журнал 2007г. № 9- с.57
- И. В. Караваева, Эволюция налога на добавленную стоимость в налоговой теории и практике, Право и экономика 2007г. № 9, стр. 51
- А. Н. Козырин, К. В. Рыжков, Правовое регулирование налогов, Финансы2007 г. № 4, стр. 230