Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Философия --> Язык как необходимое средство сохранения этноментальных констант

Язык как необходимое средство сохранения этноментальных констант

не указан

Реферат по предмету:
"Философия"



Название работы:
"Язык как необходимое средство сохранения этноментальных констант"




Автор работы: Юлия
Страниц: 21 шт.



Год:2009

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

В современном мире, в условиях глобализации, сохранение этнических особенностей каждого народа просто необходимо. В сохранении нуждаются не только обычаи, традиции, верования, но и язык. Язык это необходимое средство сохранения этноментальных констант. Каждый язык является кладезем информации о прошлом, настоящем, и, возможно, будущем конкретного народа.

По моему мнению, тема, выбранная для данной работы актуальна, и на сегодняшний день, имеет практическую значимость. В данной работе язык рассмотрен как с философской точки зрения, так и с точки зрния культурного развития общества. Во второй главе работы рассмотрены трудности, возникающие при общении людей разных национальностей (с разными этноментальными константами).

Язык дом бытия. Мир хочет быть высказанным, и дело за нами. Присутствие мира в языке требует человека. Человек может дать слово миру, мир требует человека для своего явления. В языке важны не только произносимые слова, но даже молчание, которое гораздо глубже проясняет смысл, чем слова. Даже речь незнакомого чужого языка это не чистый звук, а слово, мы чувствуем его значимость.

Тенденции современной культуры делают язык все более бедным и невыразительным. В своем чистом виде, в первозданной стихии язык сохраняется только в поэзии. Поэзия ближе к первоначальной речи, чем любой другой способ выражения мысли. Размышлять вообще значит поэтизировать: не просто писать стихи или песни, а дать сказаться через себя стихии языка. Язык на самом деле сильнее нас: это не мы говорим языком, а язык говорит нами. Истинный философ и истинный поэт прислушиваются к языку, к его чистому голосу, открывают его в себе, и тогда то, что они говорят, будет не пустой болтовней, а творчеством, открытием новых, не виданных ранее сторон мира.

1. Язык философии

1.1. Мышление и язык

Язык существует для того, чтобы выражать наши мысли и состояния. В классической филологии считалось, что язык есть этакое нейтральное одеяние аналитически для себя самой ясной мысли, которая берет язык как инструмент и через него себя выражает. Значение слов предшествует самим словам. Но в XX в. философия обнаружила, что язык не является нейтральным элементом в философствовании, обыкновенным орудием, с помощью которого мы высказываем свои мысли. То, что мы хотели выразить, не предшествует форме или языку. Философские труды, так же, как художественные произведения, пишутся словами, а не идеями. Иначе говоря, сначала нужно написать и выразить, а потом может возникнуть какая-либо идея, если получится. Только после написания наше знание, понимание или идея определятся. Слово материально, вещественно, и ничего не существует до выражения. В начале было слово. Таким образом, философия имеет дело со словом и выражается только в слове. Чем изощреннее, богаче и выразительней язык мыслителя, тем богаче и значительней содержание его труда, тем полнее и глубже раскрываются исследуемые им явления.

Философия в отличие, например, от физики или математики не имеет своего языка и вынуждена пользоваться языком повседневным, обыденным. Поэтому многие философские положения и сентенции нельзя понимать буквально. Очень часто они говорят совсем не о том, что представляется повседневному здравому смыслу. Так, великий древнегреческий философ Платон говорил, что познание это воспоминание, то есть, познание нельзя понимать как перекладывание знаний из одной головы (или из книги) в другую. Человек должен сам все вспомнить. Согласно одному мифу Платона, душа до рождения человека «пела в хоре богов» и там набиралась знаний, и человек, родившись, должен эти знания вспомнить. В этих мифологических рассуждениях есть глубокий рациональный смысл: человека действительно ничему нельзя научить, самое главное он должен вспомнить. Нельзя, выучив теорию композиции, овладев техникой игры, стать Моцартом. Вероятно, Сальери знал теорию лучше, чем Моцарт. Но в Моцарте было что-то такое, самое главное, что он мог «достать» только из себя, «вспомнить», услышать те мелодии, которые ему напевали Бог или природа. Нельзя научить быть Эйнштейном, хотя бы человек прочел все книги по теоретической физике. Наверняка многие люди знали физику лучше Эйнштейна (кстати, Эйнштейн в школе и в университете не обнаруживал блестящих знаний по физике). То, что сделано его выдающимся физиком, нельзя вычитать из книг, это можно только «вспомнить» из самого себя.

Некоторые лингвисты знают несколько десятков языков, но выучить столько языков нельзя. Чтобы овладеть одним, например, немецким или французским, надо выучить несколько тысяч слов, в том числе сотни глаголов в шести восьми временах, огромное количество идиоматических выражений. А тот человек, кто знает десятки языков, на самом деле выучивает два три языка (уже для этого нужны специфические способности), а все остальные как бы вспоминает. Он начинает чувствовать «душу» языка, внутренние связи и опорные блоки как внутри языка, так и между языками, например в индоевропейской группе. Язык как бы «открывается» такому человеку, и каждый следующий новый язык «всплывает» в нм, поднимается из глубины души.

Учение Платона о воспоминании яркий пример того, как следует понимать философский текст: он может только подтолкнуть мысль, воображение, а понять, «вспомнить» самое главное читатель должен сам. Все нужно пытаться понять из себя, «вспомнить» самому.

До Гумбольдта, а часто и после него, считалось, что язык представляет собой лишь внешнюю оболочку для мысли. Гумбольдт высказывал идею о том, что: «Мышление не просто зависит от языка вообще до известной степени оно определяется каждым отдельным языком». Он не отрицал универсальность человеческого мышления, но считал, что представления человека о мире зависят от того, на каком языке он мыслит.

Гумбольдт первым увидел, что язык не сводится ни к логическому мышлению, ни к копированию мира. Мир, как отмечал Гумбольдт, по-разному членится в различных языках.

Гумбольдт утверждал, что язык помогает человеку познавать мир, но и само познание зависимо от языка: «Как отдельный звук встает между предметом и человеком, так и весь язык в целом выступает между человеком и природой, воздействующей на него изнутри и извне. Человек окружает себя миром звуков, чтобы воспринять в себя и переработать мир вещей Человек живет с предметами так, как их преподносит ему язык». Поскольку же языки несходны, разным будет и восприятие мира людьми разных культур: «Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, откуда человеку дано выйти лишь постольку, поскольку он тут же вступает в круг другого языка».

Содержание работы

Содержание

Введение

1. Язык философии

1.1. Мышление и язык

1.2. Человек, народ и язык

2. Язык и культура

2.1. Гипотеза лингвистической относительности и национально-культурная специфика слова

2.2. Этноментальные константы и особенности перевода

Заключение

Список используемой литературы

Использованная литература

  1. Список используемой литературы
  2. Аверинцев С.//Философская энциклопедия, Т. 5. М., 1970
  3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М.: Проспект, 2001. 608 с.
  4. Алексеев П.В. История философии: Учебник. М.: Проспект, 2005. 240 с.
  5. Анисимова. Н.П. Концепция «единой семантики» Франсуа Растье//Тверской лингвистический меридиан; Выпуск 1. Тверь, 1998
  6. Белянин В.П. Психолингвистика: Учебник. М.: Флинта, 2004. 232 с.
  7. Василевич А.П. Язык и культура//Этнопсихолингвистика. М., 1988
  8. Гумбольдт В. Об изучении языков, или план систематической энциклопедии всех языков//Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985
  9. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1956
  10. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987
  11. Морковкин В.В. Язык, мышление и сознание//Русский язык: Энциклопедия. 2-е изд. М., 1997
  12. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 2002. 736 с.
  13. Фрумкина Р.М., Мостовая А.Д. Овладение неродным языком как обучение знаковым ситуациям//Вопросы языкознания, 1990, №5
  14. Юрченко В.С. Очерк по философии грамматики. Саратов, 1995
  15. Юрченко В.С. Реальное время и структура языка. Саратов, 1994
  16. Юрченко В.С. Философские и лингвистические проблемы семантики. Саратов, 1993


Другие похожие работы