Влияние профессиональных и личностных характеристик исполнительного директора (Chief Executive Officer) на рыночную стоимость компании (либо на другие фина
Дипломная по предмету:
"Экономика предприятия"
Название работы:
"Влияние профессиональных и личностных характеристик исполнительного директора (Chief Executive Officer) на рыночную стоимость компании (либо на другие фина"
Автор работы: Юлия
Страниц: 83 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Как оценить перспективы публичной компании? Одной финансовой отчетности недостаточно: после краха Enron, WorldCom и других крупных компаний, доведенных до ручки своими генеральными, это вам подтвердят миллионы мелких и тысячи крупных акционеров. Возможно, если бы инвесторы прогоревших компаний лучше знали, чем живет их CEO, потери были бы меньше. Неудивительно, что сегодня наука о повадках генеральных директоров переживает в Америке настоящий расцвет. Далеко не всегда к краху ведет злой умысел — иногда гендиректор вредит акционерам просто “по должности”, путая личный и корпоративный интерес.
В России мониторинг поведения наемных топ-менеджеров пока не такая острая проблема, как на Западе: большинство частных фирм управляется у нас непосредственно акционерами-основателями. Но ситуация быстро меняется. Все чаще гендиректорами становятся профессиональные управленцы, которые связаны с фирмами не годами совместного роста, а зарплатой, компенсационным пакетом и бонусами. То, что для гендиректоров-учредителей — дело жизни, для “наемников” — лишь строчка в резюме. А значит, американские исследования скоро пригодятся и нам.
Например, экономисты Дэвид Ермак и Крокер Лю из Нью-Йоркского университета собрали данные о сделках с недвижимостью, проведенных гендиректорами 500 крупнейших американских компаний. Разве дом CEO акционерного общества имеет какое-либо отношение к цене акций возглавляемой им фирмы? Оказалось, что имеет, и самое прямое: цена компании снижается вслед за покупкой земли под дворец.
Как создать наемному менеджеру правильные стимулы, чтобы он зарабатывал деньги владельцу капитала, — эта проблема существовала всегда. Достаточно вспомнить жалобы русских помещиков на вора-управляющего. Другое дело, что на заре капитализма это было головной болью немногих имущих. В эпоху народного капитализма, когда структура собственности многих публичных компаний предельно распылена, она касается десятков миллионов людей. В отсутствие контролирующего собственника диктаторские замашки гендиректора легко могут завести компанию и акционеров в тупик.
В теории у этой проблемы имеется решение: вознаграждение менеджера должно зависеть от того, насколько хороший доход приносит фирма под его руководством своим акционерам. Начавшись с работ экономиста из Массачусетского технологического института Бенгта Холмстрома и продолжившись моделями гарвардского профессора Андрея Шлейфера, теория, связывающая вознаграждение CEO с остротой агентских отношений, стала известна широкой публике не тогда, когда была создана учеными, а в момент, когда вскрылись практические последствия. Интересы наемного руководителя и акционеров компании часто не совпадают: первый стремится к максимизации своих полномочий и доходов даже ценой падения стоимости компании. Главная идея теории агентских отношений выглядит так: необходимо связать стимулы менеджеров с показателями компании, то есть с богатством акционеров. Рост дохода руководителя должен прямо зависеть от увеличения благосостояния акционеров. Сегодня это звучит банально, но еще 30 лет назад экономисты стандартно предполагали, что интересы менеджеров и акционеров
полностью совпадают.
Самый простой способ правильно стимулировать менеджеров — предоставление пакета акций компании. Чуть более сложный метод подразумевает выдачу опционов на покупку или продажу этих акций. Однако оптимальные с точки зрения теории бонусные пакеты гендиректоров приходится приводить в соответствие с требованиями рынка, на котором в последние десятилетия развернулась острая конкуренция за таланты. Последний писк моды — новому гендиректору в качестве стартового бонуса выплачивается все, что полагалось бы на его предыдущем рабочем месте. Чтобы его карьера была гладкой, даже если он переходит к прямому конкуренту. Например, у одного из новых руководителей Boeing в контракте записано, что его бонусы основываются на его компенсациях в последние 10 лет.
В связи с вышеизложенным тема дипломной работы актуальна. Основная цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи профессиональных и личностных характеристик СЕО с результатами деятельности компании, со стоимостью бизнеса.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- определить теоретические основы влияния профессиональных и личностных компетенций СЕО на стоимость компании;
- определить универсальный набор компетенций СЕО, способствующих повышению стоимости компании;
- выявить взаимосвязь эффективности деятельности СЕО и повышения стоимости компании;
- провести исследование взаимосвязи профессиональных и личностных характеристик СЕО и стоимости компании на примере крупнейших публичных компаний.
Теоретической и методологической базой исследования являются труда зарубежных и отечественных авторов: С.Б. Авдашевой, Р.И.Капелюшникова, А.В. Мурычева, А.П. Прохорова, А.Д.Радыгина, А.А. Яковлева, А.С. Томас, Д.Ермака и К.Лю и других.
Основной гипотезой исследования является определение значимости ключевых компетенций СЕО на рост стоимости компании.
1. Теоретические основы влияния профессиональных и личностных компетенций СЕО на стоимость компании
1.1. Описание модели компетенций
Модель компетенций строится на основных понятиях. К ним в первую очередь относятся компетентность и компетенции.
Компетентность — это умение выполнять свои рабочие функции в соответствии с предусмотренными должностью стандартами. Причем компетентность подразумевает демонстрацию умений на деле — в реальных рабочих ситуациях (включая связанное с этим психологическое давление), а не только знание теории или понимание того, как это делается [18, c.10].
Компетенции — комплекс требуемых характеристик (качеств) работника, которые он проявляет в реальной деятельности для успешного достижения поставленных целей в конкретных условиях. К компетенциям относятся как знания и навыки, так и личностные характеристики: врожденные способности, эмоциональные особенности и волевые установки, проявляющиеся в поведении [18, c.28].
Таким образом, эти понятия близки и взаимосвязаны: чтобы быть компетентным (уметь выполнять требования), надо обладать компетенциями (иметь необходимые деловые качества).
Длительное время для оценки компетентности, в том числе и для оценки компетентности руководителя, использовались такие показатели, как профессиональные ЗУН (знания, умения и навыки) и опыт. Они считались универсальными, поэтому использовались во всех организациях. В поисках путей повышения производительности компаний были проведены серьезные исследования особенностей работы успешных руководителей. Эти работы позволили выявить качества (компетенции), за счет которых лучшие руководители («звезды») достигали успеха, в отличие от руководителей, не обладающих данным набором компетенций.
Содержание работы
Содержание
Введение 3
1.Теоретические основы влияния профессиональных и личностных компетенций СЕО на стоимость компании 6
1.1. Описание модели компетенций 6
1.2.Определение универсального набора компетенций СЕО, способствующих повышению стоимости компании 13
2. Взаимосвязь эффективности деятельности СЕО и повышения стоимости компании 26
3.Исследование взаимосвязи профессиональных и личностных характеристик СЕО и стоимости компании на примере крупнейших публичных
компаний 36
3.1. Гипотеза исследования 36
3.2. Результаты исследования 39
3.3. Построение эконометрической модели 59
Заключение 79
Список литературы 80
Приложения 82
Использованная литература
- Авдашева С. Б. Бизнес-группы в российской промышленности // Вопросы экономики. 2004. Т. 5. № 5.
- Капелюшников Р. И. Концентрация собственности и корпоративное управление. // WP1 / 2005 / 03. М.: ГУ ВШЭ, 2005.
- Мурычев А. В. Банки и банковская система России: состояние и пути развития эффективного корпоративного управления. М.: НП «Национальный совет по корпоративному управлению», 2007.
- МФК Корпоративное управление в банковском секторе России. Исследование динамики улучшений. Москва: Международная финансовая корпорация, 2007.
- Прохоров А. П. Русская модель управления. М.: ЭКСМО, 2006.
- Радыгин А. Д., Энтов Р. М. Корпоративное управление и защита прав собственности: эмпирический анализ и актуальные направления реформ. Научные труды Института экономики переходного пеиода. № 36Р. М.: ИЭПП, 2001.
- ФКЦБ Кодекс корпоративного поведения / Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 04.04.2002 № 421 / р // Вестник ФКЦБ России. 2002. № 4 (65).
- Шиобара T. Корпоративное управление в России // Экономическая наука современной России. 2006. № 2. С. 108122.
- Яковлев А. А. Корпоративное управление и реструктуризация предприятий в России: формальные институты и неформальные интересы собственников // Экономический журнал ВШЭ, Т. 7. 2003. № 2. С. 221230.
- Иванова И.А. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: Издательство РИОР, 2005. 96с.
- Иванова С.В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005 - 288 с.
- Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. 2005. № 2.
- История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2006. - 576 с.
- 14. Климов Е.А. Общая психология. Образовательный курс: Учеб.пособие для вузов. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2001. - 511 с.
- Комаров М.А. Менеджмент. М.: ЮНИТИ. 2007. 84с.
- Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: Затруднения в профессиональной сфере. - СПб.: Изд-во "Речь", 2005. - 222 с.
- 17. Краткий психологический словарь. М., 1985. - 430с.
- 18 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1982.
- 19. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: 2007.
- 20. Максимцов М.М., Игнатьева А.В. Менеджмент. М.: Банки и биржи,
- ЮНИТИ. 2008. -144с.
- 21. МаслоуА. Самоактуализация // Психология личности/ Под ред.
- А.А.Пузырея, 2006г.
- 22. Менеджент социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
- заведений / Под ред. Е.И.Комарова и А.И.Войтенко. - М.: Гуманит. изд.
- центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.
- 23. Патяева Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации // Вестн. Моск.
- Ин-та. Психология. 1983. № 4.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическое пособие для студ. психол. фак. Высш. учеб. заведений. - М.: Издателький центр "Академия", 2005. - 496 с.
- Ромашов О.В. Социология труда: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2001. - 320 с.
- Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Мотивация трудовой деятельности персонала. М.: «Журнал «Управление персоналом», 2005. 278с.
- Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналм организации: Учебное пособие. - М.: Издательство "Экзамен", 2004. - 368с.
- Фалмер Р.М. Энциклопедия Современного управления. Т1. М.: 2005 с.45.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: 1986. 408с.
- Чирнов В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 2006. № 3.
- 31. Ядов В.А. Социологическое исследование. 2-е изд. - М.: 1987.
- A.S. Thomas, R.Simerly. The Chief Executive Officer and Corporate Social Performance: An Interdisciplinary Examination/ Internet version.
- McCarthy, D. J., S. M. Puffer and S. V. Shekshnia (eds.) Corporate Governance in Russia, Cheltenham, UK and Northampton, MA: Edward Elgar. 2004.
- Morck, R. L. and L. Steier The global history of corporate governance an introduction, Working Paper 11062, Cambridge, Mass.: National Bureau of Economic Research. 2005.
- OECD Principles of Corporate Governance, Organisation for Economic Co-operation and Development, Paris, 2004.
- Vernikov, A. Corporate governance and control in Russian banks. Препринт WP1 / 2007 / 2. М.: ГУ ВШЭ.
- www.anticompromat.ru