Экономика предприятия
Учебник по предмету:
"Экономика предприятия"
Название работы:
"Экономика предприятия"
Автор работы: lenulda
Страниц: 107 шт.
Год:2003
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Раздел 1
ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Лекция 1
Рыночная экономика
1.1. Рынок и условия его функционирования
Рынок – это саморегулируемая, основанная на экономически свободной деятельности система обмена, купли-продажи между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, при которой обеспечивается необходимый спрос на товар.
К основным технико-экономическим условиям нормального функционирования рыночного механизма относятся:
- наличие товаров и услуг, удовлетворяющих потребности общества;
- оценка потребностей в денежных, материальных и трудовых ресурсах, используемых в процессе производства товаров и оказания услуг;
- экономически эффективное использование орудий и предметов труда, рабочей силы для производства материальных благ;
- управление процессом реализации товаров и услуг;
- повышение конкурентоспособности продукции и спроса на нее путем внедрения научно-технических достижений.
Одним из аргументов против рыночной экономики является то, что предприятия-монополисты стремятся к уничтожению конкуренции, что¬бы укрепить свои экономические позиции и увеличить доход. Слияние предприятий, экономические сговоры крупных промышленников и тор¬говцев способствуют ослаблению конкуренции и саморегулирующего свойства рынка.
Другой аргумент — сокращение числа относительно мелких товаро-производителей, укрупнение производства на основе внедрения дости¬жений научно-технического прогресса, что позволяет резко сократить текущие издержки производства, установить более доступные цены для потребителей и тем самым устранить значительную часть конкурентов.
1.2. Классификация рынков
Вся совокупность функций рынка может быть сгруппирована по ви¬дам деятельности его участников, направленной на удовлетворение со-ответствующих потребностей, начиная от духовных и вплоть до произ-водственных, то есть рынок вообще может быть представлен следующими типами.
Производственный рынок — составная часть рынка, удовлетворяю¬щего потребности отраслей материального производства в средствах производства и личные потребности членов общества. В свою очередь производственный рынок подразделяется на рынок средств производ¬ства и потребительский рынок.
Рынок рабочей силы — составная часть рынка, на котором осущест-вляется купля-продажа на договорных условиях между покупателем ра¬бочей силы (работодателем) и продавцом (наемным работником).
Существуют также такие формы современного рынка, как финансовый рынок, рынок капитала, рынок ценных бумаг, рынок посредни¬ческих операций, рынок интеллектуальной продукции и т. п.
По территориальному признаку рынок может быть внутренним (местным, национальным) и внешним (международным, мировым).
1.3. Сегментация и емкость рынка
Сегментация рынка — это разделение рынка на сегменты по опреде-ленным признакам. Например, по категории покупателей, виду товара и т. п. Сегмент рынка — часть рынка товаров, основные потребители которых объединены общими интересами.
Процедура сегментации - это определение широких групп покупа¬телей, объединенных общностью требований или интересов к опреде¬ленному товару. Сегментация рынка — очень сложная и важная функ¬ция маркетинговой службы, которая занимается поиском сегментов рын¬ка, конкурентоспособность которых может оцениваться с позиции со¬перничества для дальнейшего вытеснения ее с рынка. Каждая организация, исходя из целей и задач, номенклатуры выпускаемой продукции и выполняемых услуг дол¬жна вырабатывать индивидуальную стратегию развития организации при четкой отработке и увязке интересов товаропроизводителей и по¬требителей. Поэтому товаропроизводитель из большого множества спо¬собов выбирает такие, которые обеспечат производство наиболее вы¬годной продукции при достаточно высокой вероятности ее реализации по заданной цене и в установленных объемах. Правильная оценка ры¬ночного сегмента — основа коммерческого успеха.
Емкость рынка - это предполагаемая величина предложения (по-тенциальная выручка) на конкретном рынке товаров при заданных уров¬не цен и объеме реализации за определенный промежуток времени, т. е. это произведение цены товара на объем его реализации.
1.4. Формирование спроса и закон спроса
Спрос — это экономическая категория, характерная для товарного производства и отражающая совокупную общественную потребность в различных товарах с учетом платежеспособности покупателей.
Величина спроса оценивается количеством конкретной продукции, объем которой может быть приобретен покупателем по установленной или дого¬ворной цене, т. е. это стоимостная оценка спроса, или спрос,
Содержание работы
Раздел 1
ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Лекция 1
Рыночная экономика
1.1. Рынок и условия его функционирования
Рынок это саморегулируемая, основанная на экономически свободной деятельности система обмена, купли-продажи между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, при которой обеспечивается необходимый спрос на товар.
К основным технико-экономическим условиям нормального функционирования рыночного механизма относятся:
- наличие товаров и услуг, удовлетворяющих потребности общества;
- оценка потребностей в денежных, материальных и трудовых ресурсах, используемых в процессе производства товаров и оказания услуг;
- экономически эффективное использование орудий и предметов труда, рабочей силы для производства материальных благ;
- управление процессом реализации товаров и услуг;
- повышение конкурентоспособности продукции и спроса на нее путем внедрения научно-технических достижений.
Одним из аргументов против рыночной экономики является то, что предприятия-монополисты стремятся к уничтожению конкуренции, что¬бы укрепить свои экономические позиции и увеличить доход. Слияние предприятий, экономические сговоры крупных промышленников и тор¬говцев способствуют ослаблению конкуренции и саморегулирующего свойства рынка.
Другой аргумент сокращение числа относительно мелких товаро¬производителей, укрупнение производства на основе внедрения дости¬жений научно-технического прогресса, что позволяет резко сократить текущие издержки производства, установить более доступные цены для потребителей и тем самым устранить значительную часть конкурентов.
Использованная литература
- _