Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Понятие инстинкта индивидуального самосохранения

Понятие инстинкта индивидуального самосохранения

мгппу

Реферат по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Понятие инстинкта индивидуального самосохранения"




Автор работы: Юлия
Страниц: 15 шт.



Год:2008

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Самым сильным человеческим инстинктом представляется инстинкт самосохранения, настолько сильным, что психологи считают самоубийцу личностью, совершающей нечеловеческий поступок, то есть личностью, не вполне сознательной и свободной.

Кроме того, очевидно, что человек может ставить перед собой цели независимо от инстинктов, а потому способен подавлять или сублимировать инстинкты, как уже было сказано. Он не может не ощущать инстинктивного стремления, однако в его власти подавить его, когда оно под влиянием воображения, эмоциональных комплексов или даже разумного расчета влечет его к беспорядку или злоупотреблению.

Филипп Лерш подразделяет импульсивные влечения, которые могут быть отождествлены с инстинктами, на импульсивные переживания витальности, импульсивные переживания индивидуального "Я" и транзитивные импульсивные переживания.

Под импульсивными переживаниями витальности подразумеваются те импульсы, которые направлены на сознавание жизни в ее непосредственности, изначальности и динамичности. К ним относятся: стремление к деятельности и движению, стремление к наслаждению вообще, libido или сексуальное влечение и жизненное стремление, но уже не в общем смысле, а как опыт любых внутренних состояний, которые означают ощущение присутствия жизни.

Импульсивные переживания индивидуального "Я" рождают у человека опыт восприятия собственной личности как единственного и неповторимого "Я". К ним относятся: инстинкт индивидуального самосохранения (стремление к еде, самозащите, борьбе за существование); эгоизм, направленный на установление господства над миром и другими людьми, а также над миром, противостоящим людям. Этим оно отличается от животного инстинкта самосохранения, так же, как эгоизм выходит далеко за рамки биологической необходимости. К этому классу инстинктов принадлежит и воля к власти, но не в радикальном ницшеанском смысле, а как стремление к господству над окружающей средой или реальностью, чтобы иметь возможность распоряжаться ею и обладать несомненным чувством превосходства над нею. Этот инстинкт может выродиться в стремление к авторитаризму, угнетению и диктатуре.

Понятие инстинкта индивидуального самосохранения

Инстинкт индивидуального самосохранения играет весьма большую роль в поведении животных. Из личного наблюдения мы знаем разнообразные действия, вызываемые этим мотором поведения. Улетание птиц при виде или приближении человека, удаление их при звуке выстрела или другом шуме, инстинктивное удаление мелких рыб при приближении щуки, прикидывание ряда животных мертвыми при наступлении опасности для их жизни, отчаянная защита жизни при нападении на животное его врагов, - все эти акты, как и сотни других, представляют действия, вызванные инстинктом индивидуального самосохранения. Все вообще действия животных, удаляющие их от предметов и явлений вредных и опасных для жизни, представляют результат влияния данного раздражителя. Улетая при приближении человека, птицы не удовлетворяют ни потребность голода, ни потребность размножения, ни какую-нибудь иную потребность, а повинуются действию инстинкта самосохранения.

Сказанное о животных применимо и к человеку.

Две формы индивидуального инстинкта самосохранения

У человека инстинкт индивидуального самосохранения выступает в двух формах: в форме чисто биологического инстинкта - в форме бессознательных актов и в форме инстинкта осознанного, завуалированного соображения пользы, удовольствия и т.д.

Все бессознательные акты человека, направленные на удаление посредственной или непосредственной опасности для жизни (космического, биологического и социально-психического порядка), все эти акты представляют проявление действия инстинкта индивидуального самосохранения. Паническое бегство человека от зверя или страшного явления, бегство, где "ноги сами несут", ряд действий, где иногда человек проявляет неестественную энергию и т.п., все эти и сотни других действий говорят о влиянии этого инстинкт. Вообще бессознательное удаление человека от предметов и явлений страдательных говорит о том же инстинкте самосохранения. Биологическая роль страдания и боли и заключается в том, что они служат сигналами, говорящими человеку о том, что с ним обстоит неблагополучно; что явления, причиняющие боль, подрывают здоровье и жизнь организма. Они "предупреждают", "сигнализируют" опасность. Посему удаление человека от таких страдательно-болевых предметов и явлений, все попытки, направленные на уничтожение боли и страдания, все они являются результатом влияния того же инстинкта индивидуального самосохранения. Благодаря влиянию социально-психических раздражителей, целесообразный инстинкт, механизм этого инстинкта, в значительной мере уже разрушен и испорчен. Страдание и удовольствие в силу этого часто сигнализируют неверно, подобно стрелкам испорченных часов, неверно показывающим время.

Более часто, однако, инстинкт индивидуального самосохранения в мире людей выступает в осознанном виде. Обычно опасность осознается и сознательно, под контролем разума, люди совершают ряд действий, направленных на спасение. Такие действия, совершаемые под давлением потребности спасения жизни, весьма разнообразны.

Влияние инстинкта на поведение людей и общественную жизнь

Когда наступает опасность для жизни, т.е. когда этот инстинкт начинает работать, его влияние сказывается прежде всего на ходе физиологических процессов и в области течения мыслей и представлений.

В таких случаях инстинкт самосохранения может "опрокинуть", преодолеть влияние других пружин человеческого поведения. Подталкиваемый этим "двигателем", человек совершает ряд поступков, которые без него небыли бы совершены им, наоборот, воздерживается от ряда действий, каковое воздержание без него не имело бы места.

Стремясь спасти жизнь, люди нередко голодают по два, по три дня. Печатающиеся ныне рассказы беглецов от белых или от красных дают немало примеров такого рода. Беглецы, спасающие жизнь, по нескольку суток без пищи скрываются в лесах и болотах, лишь бы не попасть в руки врагов.

Преодолевается потребность половая. Людям, находящимся в опасности, не до этой потребности: она падает и выветривается в минуты опасности.

Преодолевается нередко влияние религиозного раздражителя. Спасая жизнь, люди нередко отрекались от веры и переходили в другую, нарушали религиозные заповеди, из христиан становились язычниками, из "еретиков" - католиками и т.д.

Содержание работы

Оглавление

Введение 3

Общая характеристика инстинкта 4

Отличия человеческого инстинкта от инстинкта животного 10

Понятие инстинкта индивидуального самосохранения 14

Инстинкт группового самосохранения 21

Заключение 27

Список использованной литературы 30

Введение

Актуальным является рассмотрение темы инстинктов, поскольку именно эта совокупность сложных врождённых реакций организма человека возникла в ответ на внешние или внутренние раздражения и стала необходимым звеном в развитии человеческой цивилизации.

Тема данной работы «Инстинкт самосохранения». Инстинкт самосохранения это сложный безусловный рефлекс. Животные подчиняются ему беспрекословно. Человек единственное живое существо на Земле, которое способно противостоять этому инстинкту. Ведь он во многом подчинен сознанию.

Инстинкты занимают важное место в природе и деятельности животных и человека.

Объект исследования: инстинкт самосохранения.

Предмет исследования: животные, люди.

Цель работы: показать сходство и различие инстинкта самосохранения между людьми и животными.

Методы исследования: анализ научной литературы и других источников по проблеме.

Общая характеристика инстинкта

В начале ХХ века отечественный зоопсихолог Е.Елачич дал следующее определение инстинкта: инстинктом называется врожденная большинству животных психическая способность, дающая им возможность в обычных для них условиях жизни пользоваться присущей им телесною организацией для достижения максимума пользы в интересах особи и вида с затратою минимума энергии, и дающая, благодаря этому, животным возможность действовать целесообразно, точно и совершенно и при том без понимания цели, опыта и обучения. Современные исследователи под инстинктом понимают поведенческие реакции, а не психические способности животных и человека.

В настоящее время принято использовать для обозначения инстинкта следующие понятия: видоспецифичное поведение, стереотипическое поведение, врожденное поведение, генетически запрограммированное поведение, комплекс фиксированных действий. Приведенные термины обладают большей информационной емкостью, чем термин инстинкт, которым мы будем пользоваться для простоты. Инстинкт ( лат. инстинктуус - побуждение) - эволюционно выработанная врожденная приспособительная форма поведения, свойственная данному виду животных, представляющая собой совокупность унаследованных сложных реакций, возникающих в ответ на внешние и внутренние раздражения, - даёт определение инстинкту отечественный биолог Н.Ф.Реймерс.

Имея в виду инстинкты человека, часто употребляют образное выражение видовая память.

В человеческом обществе выделяют два типа видовой памяти - передаваемую по наследству (генетическую) и негенетическую. Инстинкт представляет собой видовую память, передаваемую из поколения в поколение по наследству. Негенетическая память человеческого коллектива - культура (Ю.М. Лотман).

Инстинктивное поведение человека и животных имеет ряд характерных особенностей. Перечислим их:

1) Инстинктивное поведение животных или человека высоко адаптивно и не требует предварительного научения. Это создает явные преимущества для животных с коротким сроком жизни и для животных, лишенных родительской заботы, например, насекомых.

2) Инстинктивное поведение видотипично, то есть одинаково для всех животных данного вида при одинаковых внешних и внутренних условиях.

3) Инстинктивные движения запрограммированы в генах и формируются в процессе индивидуального развития независимо от опыта животного.

В поведении можно условно выделить врожденный и приобретенный компоненты: инстинкт и научение. Для психически низко организованных животных адаптивность полностью обеспечивается врожденным, генетическим компонентом поведения. Американский этолог Д.Дьюсбери считает, что адаптивный, приспособительный характер многих инстинктивных действий сам по себе означает, что они должны были сформироваться на возникшей в филогенезе генетической основе.

До сих пор в биологии нет общепринятой теории инстинкта. Сейчас наука находится в стадии накопления данных по инстинктивному поведению. Но в последние десятилетия акценты, расставляемые при изучении врожденного поведения, существенно изменились.

Отличия человеческого инстинкта от инстинкта животного

Радикальное отличие состоит в том, что человек, испытывая инстинктивное влечение, обычно обладает сознательным рефлективным знанием цели и предмета влечения, а также способов его достижения, знанием, которого нет у животных. Поэтому человек способен выбирать средства достижения цели, свободно откладывать удовлетворение инстинкта или даже во многих случаях вообще отказать ему в удовлетворении.

В человеке инстинкт не является таким безошибочным вожатым, как у животных, ибо человек, будучи существом мыслящим и свободным, может исказить собственные инстинкты, направить их в разные русла - верные или ошибочные.

Самым сильным человеческим инстинктом представляется инстинкт самосохранения, настолько сильным, что психологи считают самоубийцу личностью, совершающей нечеловеческий поступок, то есть личностью, не вполне сознательной и свободной.

Кроме того, очевидно, что человек может ставить перед собой цели независимо от инстинктов, а потому способен подавлять или сублимировать инстинкты, как уже было сказано. Он не может не ощущать инстинктивного стремления, однако в его власти подавить его, когда оно под влиянием воображения, эмоциональных комплексов или даже разумного расчета влечет его к беспорядку или злоупотреблению.

Филипп Лерш подразделяет импульсивные влечения, которые могут быть отождествлены с инстинктами, на импульсивные переживания витальности, импульсивные переживания индивидуального "Я" и транзитивные импульсивные переживания.

Использованная литература

  1. http://www.ethology.ru/
  2. Вальверде К. Философская антропология. М.: Христианская Россия, 2000. 416 с.
  3. Гордеев М.И., Перевозкин В. П. Введение в эволюционную этологию. Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2004. 92 с.
  4. Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. М., 1981. 480 с.
  5. Зорина З. А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие. ─ М.: Аспект Пресс, 2002. ─ 320 с.
  6. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1999.
  7. Крушинский Л. В. и др. Введение в этологию и генетику поведения. М.: Изд-во МГУ, 1983. 129 с.
  8. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этоло¬гия и эволюция. М., 1988. 520 с.
  9. Сорокин П. А. Общедоступный учебник социлогии. М.: Наука, 1994. 540 с.
  10. Сравнительная психология и зоопсихология: Хрестоматия / Сост. Г.В. Калягина. ─ СПб.: Питер, 2003. ─ 416с.
  11. Тинберген Н. Поведение животных. М.: Мир, 1969. 192 с.
  12. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. 3-е изд. М.: Российское психологическое общество, 1999. 464 с.
  13. Филиппова Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология: Учеб. пособ. / Г. Г. Филиппова. ─ М.: Академия, 2004. ─ 544 с.
  14. Хайнд Р. Поведение животных: Синтез этологии и сравнительной психологии. М., 1975.


Другие похожие работы