Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Влияние стиля руководства на уровень тревожности учащихся старших классов

Влияние стиля руководства на уровень тревожности учащихся старших классов

Москва

Курсовая по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Влияние стиля руководства на уровень тревожности учащихся старших классов"




Автор работы: Лена Михалькова
Страниц: 52 шт.



Год:2007

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время подростковая тревожность распространённое явление, поэтому современное образовательное пространство нуждается в эффективных педагогических приёмах и средствах оказания поддержки подросткам с повышенным уровнем тревожности.

Тревожность как состояние оказывает, в основном, отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности как детей дошкольного, младшего школьного, подросткового возрастов, так и взрослых, а также является показателем неблагополучия личностного развития.

Период обучения в школе совпадает с возрастными этапами социализации - детства и юности,- которые являются основными, основополагающими, так как это время формирования личности. Если же главными переживаниями в это время оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная и мнительная.

Необходимо отметить, что на уровень личностной тревожности подростка влияют много факторов, такие как: наличие тревожности у родителей подростка, тревожность по отношению к ребенку, большое количество запретов, угрозы в семье, конфликты между родителями, психологические травмы и другое. Но нельзя исключать тот факт, что стиль педагогического взаимодействия учителя может являться фактором, оказывающим огромное влияние на личность ученика в целом и уровень тревожности в частности.

На протяжении всего школьного периода воздействия тревожности на деятельность опосредуется характеристиками педагогического общения создаваемой педагогом общей атмосферой класса. Чем гармоничнее личность учителя, тем легче обеспечивается эмоциональная атмосфера обучения, являющаяся условием эмоционального благополучия учеников. В тоже время, многочисленные данные свидетельствуют о насыщенности педагогической деятельности стрессовыми ситуациями, о высокой частоте возникновения невротических и психосоматических расстройств в среде учителей; педагоги отличаются низкой стрессоустойчивостью по сравнению с представителями других социальных групп.

В настоящее время понятие «стиль» различными авторами трактуется в очень широком контексте, стиль поведения, стиль деятельности, стиль руководства, стиль общения и т.д. Согласно В.А. Кан-Калику, под стилем общения понимаются индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся [25, 86]. В педагогической литературе чаще всего встречаются три стиля педагогического взаимодействия учителя и ученика: авторитарный, либеральный, демократический.

Объект исследования: тревожность как функциональное образование у учащихся старших классов.

Предмет исследования: поиск условий эмоционального благополучия учащихся с повышенным уровнем тревожности.

Цель исследования: выявить влияние стиля руководства на повышение уровня тревожности учащихся старших классов

Необходимость достижения поставленной цели исследования предопределла постановку и последовательное решение следующих задач:

1. Анализ специальной научной литературы по данной теме;

2. Выявить специфику и причины возникновения тревожности в старшем школьном возрасте;

3. Экспериментально изучить влияние стиля руководства на повышение уровня тревожности учащихся.

Гипотеза исследования: Создание условий эмоционального благополучия учащихся с повышенным уровнем тревожности может быть обеспечена:

- если корректировать стиль педагогического руководства;

- если будет обеспечена психолого- педагогическая поддержка на основе показателей диагностических исследований и различных факторов тревожности.

Теоретико-методологической основой являются работы, раскрывающие тревожность как психолого-педагогический феномен, В.М. Астапова, И.В Старшининой, Ф.Б. Березина, Г.Ш. Габдреевой, Н.Д. Левитова, А.М. Прихожан, А. В. Микляевой П. В.Румянцевой и др.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение и обобщение педагогического и психологического опыта, наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ эмпирического материала.

Теоретическая значимость работы в уточнении влияния стиля руководства на повышение уровня тревожности учащихся старших классов и создании условий эмоционального благополучия учащихся с повышенным уровнем тревожности.

Практическая значимость заключается в том, что теоретические и методические материалы исследования могут быть использованы студентами, классными руководителями и психологами в практической деятельности.

Опытно-экспериментальной базой исследования послужила общеобразовательная школа № 137 г. Москвы. К опытно-экспериментальной работе было привлечено 67 подростков, их родителей и учителя.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и опытно-экспериментальной), заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы тревожности учащихся старших классов

1.1. Основные аспекты подростковой тревожности в психологии

Проблема тревожности занимает особое место в современном научном нании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, философии, социологии.

В отечественной психологии исследования по этой проблеме стали

появляться относительно недавно, что можно объяснить известными социальными причинами - условиями, не поощрявшими анализа явлений, отражающих восприятие человеком окружающей его действительности как нестабильной и угрожающей. В последнее десятилетие интерес отечественных психологов к изучению тревожности возрос в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревоги и тревожность. Вместе с тем, необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем (школьная, экзаменационная, соревновательная тревожность, тревожность летчиков-испытателей, спортсменов, при психотерапии и т. п.).

Существуют существенные расхождения в определении и понимания тревожности, обусловленные расхождениями в теоретических ориентациях авторов не только различных школ и направлений, но и, как уже говорилось, у авторов, работающих в рамках одной теоретической концепции. Все это значительно затрудняет систематизацию получаемого материала и не дает возможности отчетливо представить степень разработанности проблемы в целом.

Тревожность представляет собой переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние (тревога) и как устойчивое свойство, черту личности.

Тревога как негативное эмоциональное состояние обычно возникает у человека в ситуациях неопределенной опасности, в ожидании неблагополучного развития события или неудач в социальном взаимодействии и представляет собой генерализованный беспредметный страх. Это состояние обычно проявляется как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед объективными внешними факторами. Причем угрожающий характер воздействия этих факторов обычно субъектом преувеличивается. В поведенческом плане тревога проявляется в дезорганизации деятельности и снижении ее продуктивности, переориентации целей [1, 191].

Склонность человека к частому и интенсивному переживанию тревоги называют тревожностью, которая является одним из основных показателей индивидуальных различий и субъективным проявлением неблагополучия взаимодействия личности с окружающей средой. Таким образом, основным психологическим показателем, отличающим тревожность от других эмоциональных состояний, выступает оценка ситуации как содержащей опасность, осознание возможности неуспеха.

В психологической литературе имеется значительное количество работ, посвященных всевозможным аспектам анализа проблемы тревожности

(Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Г.Ш. Габдреева, Л.А. Головей, Н.А. Грищенко, А.И. Захаров, И.В. Имедадзе, А.И. Киколов, В.Р. Кисловская, Б.И. Кочубей, Н.Д. Левитов, B.C. Мерлин, Т.А. Немчин, Е.В. Новикова, A.M. Прихожан, Ю.Л. Ханин и др.) В основном эти исследования посвящены проблеме определения сути рассматриваемого явления, анализу личностной и ситуативной тревожности, выявлению причин, способствующих ее возникновению и усилению, определению негативных последствий для личности.

Тревожность как любое устойчивое психологическое образование находит свое выражение на уровне следующих структурных компонентов: [19, 11].

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы тревожности учащихся старших классов

1.1 Основные аспекты подростковой тревожности в психологии

1.2 Стиль как индивидуально-типологическая особенность взаимодействия педагога и ученика

1.3 Влияние стиля руководства на личностную тревожность учащихся

Глава 2. Исследование влияния стилей руководства на тревожность учащихся старших классов

2.1. Организация и методы исследования

2.2. Психокоррекционная работа на снижение уровня тревожности

2.3. Анализ результатов исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Использованная литература

  1. Астапов В. М. Тревожность у детей. 2-е издание-СПб.: Питер, 2004.
  2. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. //Психологический журнал. 1992. № 5. с .111 - 117
  3. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии, 1993. №1. с.104-113
  4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М. 1997.- 224с
  5. Габдреева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. //Тонус. 2000.№ 5
  6. Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. М. - 1997.
  7. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб. 1995.- 128 с.
  8. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М. 1993.- 45 с.
  9. Имедадзе Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте. //Психологические исследования. Тбилиси. 1966. с.4957
  10. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс. Л. 1970.- с. 43-47
  11. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. //Вопросы психологии. 1969. № 1. .с.131138
  12. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М. 1981.- 584
  13. Маслов И. А Влияние изоляции на психическое состояние Проблемы сенсорной изоляции. М. 1970. с. 112119
  14. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. СПб.: 2004
  15. Морган У. П., Эликсон К. А. Ситуативная тревога и результативность деятельности. //Вопросы психологии. 1990. № 3. с.155
  16. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М. 1996.-360с.
  17. Петровский А. В. Практикум по возрстной и педагогической психологии. М.: 2000. - 311 с.
  18. Практическая психология: Учебно-методическое пособие. Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. - Мн.: 1997.-212с.
  19. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. //Психологическая наука и образование. 1998 № 2. с. 11
  20. Прохоров А. О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности. Вопросы психологии. 1996. № 4. с. 32-44
  21. Прохоров А. О. Психические состояния и их функции. Казань. 1994.- 168с
  22. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности. Под ред. Т. В. Лаврентьевой. М. 1996.- 144 с
  23. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС. 1996. -529с
  24. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги . М. 1983.- с. 12-24
  25. Старшинина И.В. Психолого-педагогические условия формирования адекватного уровня тревожности у подростков //Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей под ред. В.А. Сластёнина, Е.А. Левановой. М., 2007. С.86-88
  26. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. Психологический словарь (Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова)- М.: Педагогика-Пресс, 1999. с.385-386
  27. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М. 1989.- 455 с
  28. Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. Л. 1976.- 127 с
  29. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М. 1969.- 317с.


Другие похожие работы