Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Общее представление о личности.

Общее представление о личности.

Санкт-Петербург

Реферат по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Общее представление о личности."




Автор работы: Ольга
Страниц: 18 шт.



Год:2008

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномен личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть их в поисках глобального определения личности.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что числу личностных не относятс такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, ни как не зависят от жизни в обществе. Во многих определения личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включаю такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяющие его значимые для людей поступки.

Личность это человек, взятый в системе так и его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих

Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем. Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех че¬ловеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, Присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного че¬ловека, то понятие «индивид» характеризует именно его и до¬полнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи, Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отлича¬ющие данного человека от других людей, так и общие для него И многих других людей свойства. Индивидуальность это самое узкое по содержанию поня¬тие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те инди¬видные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

1. Индивидуальные проявления и особенности личности

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологиче¬ской и изучается, по существу, всеми общественными науками. В этой связи возникает вопрос о специфике исследования лич¬ности психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим роцессам, а их субъекту общественному индивиду, личности. Наряду с другими принципами в психологии сформу¬лирован личностный принцип, который требует исследовать пси¬хические процессы и состояния личности (Б.Г.Ананьев, С Л. Ру¬бинштейн, К. К. Платонов) [1, 15].

Но проблема личности в психологии выступает и как само¬стоятельная. И при этом в разных планах изучается различны¬ми отраслями психологической науки. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела появившегося на свет младенца обусловливает возможность прямохождения, структура мозга потенциальный развитый интеллект, строе¬ние руки перспективу использования орудий труда и т.д., и всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного, тем самым утверждается факт принадлежности ма¬лыша к человеческому роду, зафиксированному в понятии «ин¬дивид» в отличие от детеныша животного, от рождения и до конца жизни называемого особью.

В понятии индивид выражена родовая принадлежность чело¬века, т.е. любой человек это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью. Фундаментальное философское ма¬териалистическое определение личности было дано К.Марксом. Он определял сущность человека как совокупность обществен¬ных отношений. Понять, что такое личность, можно только че¬рез изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. Общественная природа личности всег¬да имеет конкретное историческое содержание. Именно из кон¬кретных социально-исторических отношений человека нужно выводить не только общие условия развития, но и исторически конкретную сущность личности. Специфика общественных ус¬ловий жизни и образа деятельности человека определяет осо¬бенности его индивидуальных признаков и свойств. Все люди принимают определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства своего общества, того общества, к которому они при¬надлежат. Марксистское определение понятия личности противоположно тем определениям, в которых она выступает как замкнутая, независимая от мира духовная сущность, недо¬ступная научным методам исследования. Личность не может быть сведена только к совокупности более или менее произ¬вольно выделенных внутренних психических свойств и качеств, не может находиться в изоляции от объективных условий, свя¬зей и отношений личности с окружающим миром.

В отечественной и зарубежной психологической литературе существует большое количество определений личности, что каж¬дый раз определялось уровнем развития науки или методологи¬ческой позицией автора.

2. Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности

Тот факт, что понятия «личность» и «индивидуальность» не совпадают, не позволяет представить строение личности лишь как некоторую конфигурацию индивидуально-психологических свойств и качеств человека. В немарксистских психологических концепциях личность не рассматривается как субъект системы отношений, общественных по своей природе. С точки зрения их приверженцев достаточно охарактеризовать структуру инди¬видуальности и тем самым личность человека будет полностью охвачена и описана, для чего используются специальные лич¬ностные опросники. Необходимо, однако, указать, что с по¬мощью этих методов можно описать индивидуальность челове¬ка, но никак не всю личность.

Действительно, если принять во внимание, что личность всег¬да выступает как субъект своих действительных отношений с конкретным социальным окружением, ее структуру с необходимостью должны войти эти действительные отношения и свя¬зи, складывающиеся в деятельности и общении конкретных со¬циальных групп и коллективов. Структура личности человека шире структуры его индивидуальности. С позиции отечествен¬ной психологии данные, полученные в результате исследования личности как индивидуальности, не могут быть непосредствен¬но перенесены на характеристики личности как субъекта меж¬индивидных отношений [2, с. 89].

Центральное место в психологической науке занимает про¬блема психического развития индивида. И первое, с чем при¬ходится столкнуться при обращении к изучению психиче¬ского развития индивида, это вопрос о соотношении в нем биологического и социального. В истории науки были перебраны практически все возможные формально-логиче¬ские связи между понятиями психическое, социальное и био¬логическое. Психическое развитие трактовалось и как полно¬стью спонтанный процесс, независимый ни от биологиче¬ского, ни от социального; и как производный только от био¬логического, или только от социального развития, либо как результат их параллельного действия на индивида или взаи¬модействия и т.п. В концепциях спонтанного психического развития оно рассматривается как полностью детерминируе¬мое своими внутренними законами. Вопрос о биологическом и социальном для этих концепций просто не существует: че¬ловеческому организму здесь, в лучшем случае, отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности, внешнего по отношению к ней.

В биологизаторских концепциях психическое развитие рас¬сматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием; все осо¬бенности психических процессов, состояний и свойств чело¬века здесь пытаются вывести из биологических законов. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития чело¬веческого организма. Часто в этих концепциях для объясне¬ния психического развития привлекается основной биогене¬тический закон (рекапитуляции), согласно которому в раз¬витии индивида воспроизводится в главных чертах эволю¬ция вида, к которому этот индивид принадлежит; пытаются найти в психическом развитии индивида повторение ступе¬ней эволюционного процесса в целом или хотя бы основных этапов развития вида.

Конечно, при желании можно усмотреть здесь некоторые внешние аналогии, однако они не дают основания для вывода о справедливости принципа рекапитуляции в отношении психического развития человека. Подобные концепции типичный случай неправомерного расширения сферы действия био¬генетического закона.

Содержание работы

Введение .. 3

1. Индивидуальные проявления и особенности личности 4

2. Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности 5

3. Мотивационно-потребностная сфера личности .. 14

Заключение 17

Список литературы 18

Использованная литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб, 2000.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  3. Гессен С.И. Основы педагогики. М., 1995.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. М., 1998.
  5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб, 1997.
  6. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1994.
  7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2002.
  8. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб, 2000.
  9. Немов Р.С. Психология. - В 3-х кн., - М., 1999.
  10. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. - М., 1999.
  11. Общая психология / под редакцией А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1986.
  12. Психология. Уч. для гуманитар. вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина - СПб., 2002.
  13. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия / Сост. и общая редакция А.А.Реана. СПб, 2000.
  14. 14. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Сост. Л.В. Куликов. СПб, 2000.
  15. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. СПб, 2002.
  16. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие. - М., 2002.
  17. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов на/Дону, 1999.


Другие похожие работы