Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Социология --> Медико-социальная работа с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Медико-социальная работа с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

не указан

Курсовая по предмету:
"Социология"



Название работы:
"Медико-социальная работа с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей"




Автор работы: Юлия
Страниц: 37 шт.



Год:2008

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Как было сказано выше, если ребенок не усыновлен и не по¬падает в приемную семью, то его воспитанием, образованием и развитием занимаются государственные учреждения. По дан¬ным статистики около 150 тысяч детей находятся в учреждени¬ях государственного попечения, между тем потребность в тако¬го рода социальной защите и помощи в России испытывают се¬годня около 500 тысяч детей. В настоящее время в стране насчи¬тывается свыше 400 домов ребенка, около 750 детских домов, свыше 200 школ-интернатов.

В домах ребенка живут и воспитываются брошенные дети, дети-сироты с рождения до трех лет, затем эти дети подлежат усыновлению либо переходят в детские дома или школы-интер¬наты. Главное отличие детских домов от школ-интернатов со¬стоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и по¬лучают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.

По возрастным признакам детские дома могут подразделять¬ся на детские дома для дошкольников, детские дома для школь¬ников и разновозрастные детские дома [3; С. 90-92].

Принципиально новой формой воспитания осиротевших де¬тей является детский дом семейного типа. Предложен такой детский дом по примеру западных стран общесоюзным Детским Фондом им. В. И. Ленина, а правовым основанием для него по¬служило Постановление правительства СССР от 1988 г. «О со¬здании детских домов семейного типа». Семейный детский дом можно в некоторой степени отнести к приемной семье, ибо со¬гласно нормативному определению, приведенному в Положе¬нии о приемной семье, принятом в начале 1992 г., «приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с полным государственным попечением детей и выплатой денежного со¬держания лицам, взявшим их на воспитание». В отличие от временной приемной семьи, где ребенок может находиться только определенное время, детский дом семейного типа устро¬ен таким образом, что роль родителей выполняют специально подготовленные к тому люди родители-воспитатели, а время пребывания и задачи, которые ставятся перед семейным детс¬ким домом, совпадают с задачами обычного детского дома.

Основными задачами детских домов являются:

создание благоприятных, комфортных условий, прибли¬женных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;

обеспечение охраны здоровья детей;

обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-пе¬дагогической и социальной адаптации;

охрана интересов и прав воспитанников;

освоение детьми образовательных программ, получение достойного образования в интересах личности, общества и го¬сударства;

формирование общей культуры воспитанников, их адап¬тация к жизни;

формирование потребностей у воспитанников к саморазви¬тию и самоопределению;

создание условий для осознанного выбора и последующе¬го освоения профессиональных образовательных программ.

В государственной системе попечения детей-сирот существу¬ет особый тип учреждения приют. Специфика работы при¬юта состоит в том, что это учреждение временного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей. Цель данного уч¬реждения устроить детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на временное проживание с целью последующего устройства в другие социальные институты возвращения в семью, усыновления, установление опекунства и пр.

Изменение социально-экономической ситуации в стране тре¬бует принципиально новых подходов к решению многих про¬блем таких учреждений: проблем воспитания и образования детей, их профессионального самоопределения, адаптивно-ре¬абилитационных проблем.

Основные цели деятельности для государственных учрежде¬ний, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей: осуществление социальной защиты детей, находя¬щихся в этих учреждениях; осуществление мероприятий реа¬билитационного, медицинского и социального характера; орга¬низация получения детьми общего образования [5; С. 100].

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность в детском доме как наиболее типичном учреждении государственного попе¬чения детей, оставшихся без родителей. Потребность и необходи¬мость в социально-педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта.

Рассматривая социально-педагогическую деятельность вновь определим цель такой деятельности, субъекты и объекты этой деятельности. Цель деятельности социализация ребенка. В качестве субъектов этой деятельности выступает коллектив воспитателей: социальный педагог, социальный работник, ло¬гопед, воспитатель, психолог, музыкальный работник, инст¬рукторы по труду и физической культуре, администрация де¬тского дома. Объектами, на которые направлена социально-пе¬дагогическая деятельность, выступают воспитанники детского дома: каждый индивидуально и весь коллектив воспитанников в целом. Начиная свою деятельность в детском доме, соци¬альный педагог должен хорошо представлять, с какой катего¬рией детей ему придется работать.

Рассмотрим краткую характеристику детей разных возра¬стов, которые могут находиться в детском доме. Проблемы детей, находящихся в детских домах, довольно подробно иссле¬дованы учеными М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, А. М. Прихожан, Е. О. Смирновой и др.

Для детей дошкольного возраста, как отмечается в исследо¬ваниях ученых, доминирующей и подчас неудовлетворенной выступает потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых. Стремление к сотрудничеству и к совмест¬ной деятельности со взрослыми у них недостаточно развиты. Мотивы, побуждающие детей к общению, вызваны тем, что ребенка привлекает сам взрослый человек, дети охотно прини¬мают обращения и предложения взрослых. И эти контакты, как правило, сводятся к поиску внимания и расположенности взрослых.

Особенно заметные отличия в развитии общеия у воспитанников детского дома и детей, живущих в семье, проявляются в личностном общении, в основе которого лежит потребность во взаимопонимании и сопереживании. Это вызвано, главным образом, тем, что в детском доме по сравнению с семьей значительно меньше практика общения ребенка и взрослого: ребенок получает меньше личного внимания со стороны взрослых, воздействия которых в детском доме скорее адресованы группе детей, нежели отдельному ребенку. Для детского дома харак¬терно наличие сменяющихся взрослых с разными типами пове¬дения, тогда как в семье ребенку со стороны взрослых задается одна и та же программа поведения. Наконец, в детском доме значительно беднее эмоциональная насыщенность общения взрослого с ребенком. Следует также отметить и более регламентированный характер деятельности ребенка по сравнению с семьей.

Для воспитанников младшего школьного возраста характер¬ны ярко выраженные мотивы, непосредственно связанные с их повседневной деятельностью в детском доме: выполнением ре¬жима проживания в детском доме, правил поведения в детском доме и в школе, тогда как у семейных детей этой возрастной группы мотивы их деятельности и общения значительно бога¬че и разнообразнее. Такая ограниченность и бедность мотивационной сферы связаны с условиями проживания детей в детс¬ком доме и их недостаточно полным общением со взрослыми. Особенно ярко это проявляется в различных конфликтных си¬туациях: ситуациях запрета, столкновения интересов взросло¬го и ребенка, ребенка и коллектива воспитанников, обвинений со стороны сверстников, непонимания ребенка взрослыми и сверстниками и других. При этом поведение воспитанника может отличаться агрессивностью, неумением и нежеланием при¬знать свою вину. То есть у ребенка в конфликтных ситуациях выступают защитные, далеко не конструктивные формы пове¬дения. Таким образом, ученые обнаружили специфику разви¬тия интеллектуальной, потребностной и поведенческой сфер личности воспитанников детского дома.

В подростковом возрасте эти причины вызывают определен¬ные трудности в утверждении подростка в среде сверстников, в развитии его собственного «Я».

К интеллектуальным, поведенческим, мотивационным ха¬рактеристикам воспитанников детскоо дома прибавляются проблемы, связанные со здоровьем ребенка. Фактически здоро¬вых детей в детских домах почти нет, дети имеют хронические заболевания, часто встречаются среди них инвалиды. Кроме того, у многих детей наблюдается интеллектуальная недоста¬точность задержка психического развития ребенка, а также олигофрения. Для воспитанников детского дома характерны такие явления, как токсикомания, наркомания, расторможенность сексуальных влечений и др.

Наряду с этими медико-психолого-педагогическими пробле¬мами в детском доме у воспитанника возникает множество со¬циальных проблем: личные получение личных документов (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о смерти родителей и др.); материальные (получение пенсий, пособий, алиментов), получение жилплощади (большая часть детей не имеет своего жилья и прописки), трудоустройство выпускников и их дальнейшее профессиональное образование.

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность соци¬ального педагога в детском доме. Цель социально-педагогичес¬кой деятельности социализация воспитанников детского дома. Эта цель может быть реализована путем выполнения раз¬личных задач. В таблице указаны задачи, функции деятельно¬сти, методы и формы организации социально-педагогической деятельности. Выделены наиболее типичные функции, которые выполняет социальный педагог в детском доме. Опять же сле¬дует помнить, что работа социального педагога происходит в тесном контакте с другими специалистами, работающими в детском доме.

Деятельность социального педагога начинается с определе¬ния социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выде¬ляет проблемы, которые предстоит ему решить. Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т.д.

Содержание работы

Содержание

Введение . 3

Глава 1. Проблемы социального сиротства

1.1. Основные направления социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей . 5

1.2. Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей 9

1.3. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения .. 15

1.4. Особенности медико-социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей . 23

Глава 2. Психологические аспекты социальных ситуаций развития личности детей- сирот

2.1 Особенности социального развития и психологии личности воспитанника ИУ 26

Заключение . 35

Список литературы 37

ВВЕДЕНИЕ

Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все боль¬шее распространение в детской среде саморазрушающего поведе¬ния, что приводит к росту преступности, проституции, наркома¬нии, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощути¬мым становится разрушение института семьи; семья не в состоя¬нии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опас¬ные для жизни и развития детей.

Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Во всем мире профессионалы, за¬нимающиеся проблемами обучения и воспитания детей, направ¬ляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития ребенка, будущего полноценного, ответственного и самостоятель¬ного члена общества. При значительных различиях в философских подходах и теоретических позициях ученых разных стран сущность объекта, на который воздействуют педагоги, социальные раот¬ники, социальные педагоги, родители, одна социализация че¬ловека. Поэтому важно найти механизмы воздействия на социа¬лизацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение ребенка в жизнь общества, выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей и молоде¬жи как сферу профессиональной деятельности специально подго¬товленных кадров.

В этой связи особую актуальность приобретает развитие наук, изучающих социализацию человека и многочисленные проблемы, возникающие в процессе социализации, прежде всего соци¬альной педагогики. Ее развитие во многих странах было интенсив¬ным и уже имеет более чем вековую историю, тогда как в нашей стране эта область педагогики развивалась очень медленно. Одна¬ко какой бы заманчивой ни казалась идея перенести богатый за¬рубежный опыт практического решения и теоретического осмыс¬ления социально-педагогических проблем на российскую почву, можно с уверенностью сказать, что это не даст результатов, если решение современных проблем детства в нашей стране не будет опираться прежде всего на отечественный опыт, не будет учитывать культурно-исторические особенности становления этой об¬ласти знания и сферы практической деятельности в России. По¬этому так важно осмыслить собственный многовековой опыт ре¬шения проблем детства.

Цель курсовой работы изучить особенности медико-социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Объект исследования особенности медико-социальной работы в интернатном учреждении.

Предмет исследования - медико-социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Гипотеза исследования - медико-социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в интернатном учреждении имеет свои особенности и направлена на улучшение процесса социализации воспитанников.

Задачи исследования:

1) Проанализировать теоретический материал по проблеме исследования

2) Раскрыть содержание понятия медико-социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

3) Изучить особенности психологического и соцального развития детей-сирот

4) Определить основные направления работы медико-социальной работы

с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Глава 1. Проблемы социального сиротства

1.1. Основные направления социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона де¬тей разного возраста остаются без попечения родителей. Реаль¬ную картину сиротства в России определить сложно. Причин тому много, но одно обстоятельство имеет особенно важное зна¬чение. На протяжении почти всего XX века политика нашего государства состояла в том, чтобы определять детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей. Поэтому общество уделяло недостаточно внимания этой категории де¬тей, фактически оно не решало их проблемы, а скорее их «кон¬сервировало» [2; С. 20-21].

Педагоги и психологи, занимающиеся исследованием про¬блем ребенка в учреждениях интернатного типа, установили, что разлука с близкими в ранний период жизни фатальным об¬разом предопределяет дальнейшую судьбу ребенка. Разлука с матерью или вообще отсутствие близких сказывается на разви¬тии детей. Наиболее трагичен тот факт, что стремительно растет количество брошенных новорожденных младенцев, которые наиболее чувствительны к отрыву их от биологической матери. Это более типично для крупных индустриальных городов. Дет¬ство период, когда закладываются фундаментальные каче¬ства личности, обеспечивающие психологическую устойчи¬вость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизне¬способность и целеустремленность. Эти духовные качества лич¬ности не формируются спонтанно, они формируются в услови¬ях родительской любви, когда семья создает у ребенка потреб¬ность быть признанным, способность сопереживать и радовать¬ся другим людям, нести ответственность за себя и других.

Ребенок, потерявший родителей это особый, по-настояще¬му трагический мир. Потребность иметь отца и мать одна из сильнейших потребностей ребенка.

Проблема социального сиротства является сегодня пробле¬мой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведе¬ния заполнены брошенными младенцами. Их называют по-разному «отказные дети», «казенные младенцы», «рож¬денные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост брошенных детей в странах Западной и Вос¬точной Европы. Отмечается рост таких детей и в развиваю¬щихся странах [3; С. 23-24].

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процес¬сами в обществе, характеризующими развитие России на про¬тяжении XX века и связанными с тремя разрушительными вой¬нами (первая мировая война, гражданская война, Великая Оте¬чественная война), террором 20-30-х годов, а также последстви¬ями перестройки конца 80-х начала 90-х годов.

Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые раз¬ных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которая до конца еще не исследована. Однако по крайней мере три причины такого явления можно назвать.

Первая заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ре¬бенка, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте: отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные но¬ворожденные. С юридической точки зрения отказ от ребенка правовой акт, который официально подтверждается специаль¬ным юридическим документом. В течение трех месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью.

Вторая причина связана с принудительным изъятием ребен¬ка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в це¬лях защиты интересов ребенка. В основном, это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают ал¬коголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособ¬ны и т. п. Лишение родителей родительских прав это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

И третья причина связана со смертью родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо при¬родных или социальных катаклизмов, вынуждающих населе¬ние страны к хаотической миграции.

Одна из главных задач любого общества и государства осу¬ществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН о правах ребенка и др.), ратифицированных Россией, так и в российских законодательных актах. Так, в Семейном кодексе РФ в качестве приоритетных и самостоятель¬ных выделяются следующие права ребенка: право жить и вос¬питываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию [2; С. 170].

Поэтому государство в первую очередь прилагает все усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, пред¬почтение отдается поискам для него новой семьи. Но при пере¬даче ребенка и в воспитательное учреждение и в новую семью делается все возможное, чтобы ребенок оставался в среде, кото¬рая была бы связана с его этнической группой, местными обы¬чаями и культурными корнями.

В каждой стране создается, развивается и укрепляется система социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития ребенка. К ним можно отнести следующие возможные варианты:

сохранение ребенка в родной семье;

возвращение в семью,

усыновление внутри страны,

усыновление в другой стране,

передача на воспитание в семью,

передача в специальные воспитательные учреждения

Попечение детей-сирот может быть осуществлено двумя пу¬тями усыновлением или передачей на государственное попе¬чение, что представлено на схеме:

Усыновление это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи меж¬ду ребенком и человеком или супружеской парой, не являющи¬мися его родными отцом и матерью. Важным обстоятельством для воспитания и развития ребенка является то, что в случае усыновления ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену. Усыновление ребенка осуществляют местные орга¬ны исполнительной власти в лице органов опеки и попечитель¬ства; усыновление устанавливается решением суда.

Государственное попечение создание неусыновленному ребенку (ребенку-сироте) нормальных условий для его воспита¬ния и развития путем помещения в специально созданные для этого учреждения. Ребенок может быть помещен в детский приют, дом ребенка, временную приемную семью, детский дом, школу-интернат.

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность с при¬емной семьей и в детских домах, специфику и особенности ра¬боты социального педагога по сравнению с другими специали¬стами, которые работают с детьми-сиротами

1.2. Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей

Усыновленный ребенок может попадать в разные типы при¬емных семей: это может быть опекунская семья или семья усы¬новителя. Разница между ними заключается в том, что в пер¬вом случае для ребенка находят людей, с которыми он связан родственными узами, во втором роль семьи выполняют люди, не имеющие родственных связей с ребенком [5; С. 57].

Опекунская семья, таким образом, полагает родственные свя¬зи (прямые или косвенные) ребенка с опекуном. Определяют опекуна органы опеки и попечительства на основании решения суда. В задачу опекуна входит воспитание и развитие ребенка, защита его прав. Опекун осуществляет контроль за сохранени¬ем и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ре¬бенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.

Семья усыновителей по существу является новой юридичес¬кой и фактической семьей ребенка, в которой он обретает ста¬тус родного ребенка. Ребенок может получить фамилию усыно¬вителей и даже новое имя. Все права и обязанности усыновлен¬ного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей.

Усыновление ребенка может проходить в несколько этапов: вначале ребенку пытаются найти усыновителей в данном регионе; если этот вариант не разрешается, тогда усыновителей ищут в пределах страны; затем возможно международное усы¬новление.

Еще одна разновидность приемной семьи временная при¬емная семья. Это новое явление для нашего общества. Как пра¬вило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу раз¬личных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей и др.

Временная приемная семья является чрезвычайно распрос¬траненной в ряде развитых стран как форма защиты детства. В России приемная семья пока не нашла повсеместного внедрения и распространения. Это связано с экономическими, социальны¬ми и политическими катаклизмами, переживаемыми в нашей стране. Жизненный уровень населения настолько низок, что вообще идет речь о выживании семьи, и только в редких, пожа¬луй, исключительных случаях семьи могут брать на себя фун¬кции временной приемной семьи.

Использованная литература

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед.учеб. Заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  2. Байбородова Л.В. и др. Концепция организации воспитательной деятельности с детьми-сиротами. Яр.: МАПН, 2003. 29 с.
  3. Беляков В. В. Сиротские детские учреждения России: Истор. очерк.. М.,1993.
  4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. М.: Издательский центр «Ака¬демия», 1999. 440 с
  5. Воскобойникова С. А. Нет чужих детей: Раздумья о проблемах со¬врем, сиротства: Кн. для учителя. М., 1989.
  6. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие/ Под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб: Издательство «Речь», 2003. 144 с.
  7. Дзенушкайте С. А. Наш дом: Из опыта работы. М., 1983.
  8. Егошина В.Е., Ефимова Н. В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. М., 1993.
  9. ЛихановА.А. Дети без родителей: Кн. для учителя. М., 1987.
  10. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.-сост. В. С. Мухина. М., 1991.
  11. Маханько А.М., Иванюк Н.А. Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений. Пособие. - Мн.: РУМЦ ФВН, 2004. 409 с
  12. Некоторые аспекты деятельности социально-педагогических учреждений/ Сост. Н.А. Карасева, Г.И. Руденкова, Г.А. Фоменок. Мн.: «Издательство «Беларусь», 2004 243 с.
  13. Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в России: (История и современ¬ность). М., 1994.
  14. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы рис¬ка: Учеб. пособие для суд. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Оли¬ференко, И.Ф.Дементьева. М: Издательский центр «Академия», 2002. 256 с
  15. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения /"Под ред. М. Н. Лазутовой. М., 1995.
  16. Проблемы социального сиротства. Смагина Л.И., Воднева А.К., Глухова Н.М. и др.; под общей редакцией Л.И. Смагиной. Мн., ГДП «Спектр-диалог», 1999. 104 с.
  17. Раннее социальное сиротство: Учебно-метод. пособие (медико-соци-ально-психологические проблемы). М., 1994.
  18. Рыбинский Е. М. Сиротливое детство России. Что делать? М.,
  19. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 416 с.


Другие похожие работы