Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Педагогика --> Обучение ребенка 5-го года жизни способам изображения животных на индивидуальных занятиях.

Обучение ребенка 5-го года жизни способам изображения животных на индивидуальных занятиях.

МГПУ (г.Москва)

Дипломная по предмету:
"Педагогика"



Название работы:
"Обучение ребенка 5-го года жизни способам изображения животных на индивидуальных занятиях."




Автор работы: Ольга
Страниц: 84 шт.



Год:2008

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Актуальность исследования. В нашей стране накоплен многовековой опыт художественного образования. Художественная педагогика, в том числе российская и советская, успешно развивалась и внесла значительный вклад в дело художественного образования детей в условиях дошкольных образовательных учреждений. Созданы и успешно работают различные научные учреждения, лаборатории, кафедры, где осуществляется исследование изобразительной деятельности детей.

Тем не менее, несмотря на многочисленные научные исследования в области теории и методики обучения и воспитания изобразительному искусству, их результаты используются лишь в отдельных случаях и редко включаются в целостную систему художественного образования.

Детский рисунок рассматривается как результат изобразительной деятельности без должного обоснования процессов лежащих в основе его создания. Условия и специфика возникновения замысла рисунка у ребенка в разные возрастные периоды - в естественных проявлениях и в условиях педагогического воздействия до сих пор остаются не изученными. Часто учитель довольствуются лишь постановкой задачи и показом способов получения изображения, совершенно не задумываясь, о чем думает ребенок, как у него возникает и формируется замысел. Итогом таких уроков являются одинаковые рисунки, выполненные по подсказке.

В основном работа воспитателя направлена на реализацию рисуночного изображения детьми и не обнаруживается должной методической связи в переходе от линейного построения изображения к его живописному завершению.

Знание процессов изобразительной деятельности детей в связи с развитием умственной деятельности ребенка еще не в полной мере реализуется как в подготовке будущего учителя, так и в практике учителей изобразительного искусства.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что от ее нерешенности в значительной мере страдает качество, уровень художественного образования, развитие художественных способностей и эстетическое воспитание дошкольников, а также отрицательно сказывается на уровне подготовки педагогов изобразительного искусства и их компетентности.

Объект исследования процесс изобразительной деятельности ребенка дошкольного возрастов в условиях индивидуальных занятий.

Предмет исследования методы развития способностей ребенка 5-го года жизни изображению животных с учетом активного обучающего начала, направленного на активизацию рациональной и чувственной сферы деятельности ребенка.

Гипотеза исследования.

Изобразительные способности ребенка будут развиваться наиболее эффективно, если выявление и анализ закономерностей проявляется в применении таких выразительных средств как изображения, как линия, цвет, форма и используется разработанная методическая система управления процессами изобразительной деятельности ребенка.

Цель исследования заключается в решении данной проблемы.

Задачи исследования:

1. проведение исторического анализа в эстетической роли изобразительного творчества в развитии способностей дошкольника;

2. психологическое обоснование развитие изобразительных способностей;

3. анализ изучаемой темы в педагогической литературе последних 5-го года жизни;

4. разработка критериев оценки изобразительной деятельности детей;

5. анализ экспериментальнго исследования на каждом из этапов эксперимента в развитии способностей изображения животных ребенка 5-го года жизни;

6. психолого-педагогическое обоснование развития изобразительной деятельности ребенка в системе учебно-воспитательного процесса;

Методы исследования: анализ научной и методической литературы; анализ продуктов детского творчества; естественно-педагогические эксперименты - констатирующий, формирующий и контрольный; анализ и обсуждение результатов.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что исследованы теория и практика развития изобразительной деятельности детей, предложена методическая система управления процессами развития изобразительной деятельности детей.

Практическая значимость результатов исследования определяется следующим: использованием в практике преподавания методического обоснования формирования внутреннего плана действий, учитывающего проявления индивидуального характера, которые становятся определяющими в организации творческой активности в изобразительной деятельности ребенка.

1. Теоретические аспекты обучения детей способам изображения животных

1.1. Эстетика о роли формирования навыков изображения животных в развитии детей дошкольного возраста

Эстетическое развитие детей дошкольного возраста как обязательный аспект развития каждого ребенка, а не только отдельных одаренных детей, является аксиомой современного взгляда научной мысли и педагогической практики дошкольного воспитания детей.

В области эстетического воспитания проблему формирования отношений ребёнка к действительности разрабатывали А.И.Буров, A.M. Коршунов, Е.В. Квятковский, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П.Юсов и др. В силу ряда объективных и субъективных причин в современных образовательных системах состояние эстетического воспитания и художественного образования не достаточно отвечает требованиям развития детей [8, с. 24]. В настоящий момент в области педагогики в отношении эстетического воспитания средствами изобразительного искусства, существует разрыв огромных возможностей и мизерных результатов [11, с. 92].

Искусству, которое формирует эстетические чувства ребенка и его эстетическое отношене к жизни, отводится особая роль именно в дошкольном возрасте. Оно является не только средством познания действительности, но и источником воспитания, развития чувств и переживаний, ничем не заменимых впечатлений, которые передаются затем в творчестве [15, с. 36]. В процессе приобщения к искусству ребенок учится самостоятельно воспринимать и осмысливать художественный образ произведения, эмоционально переживать его, находить изобразительно-выразительные средства для воплощения собственного видения этого образа в разных видах художественной деятельности [20, с. 159].

Важным целеполагающим аспектом дошкольного воспитания детей сегодня является формирование мировосприятия ребенка, ориентированного его развития на общечеловеческие духовные ценности. Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребенка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей профессии. В этом процессе ребенок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребенка в процессе осваиваемой им деятельности.

Достижение ребенком необходимого уровня эстетического развития в значительной степени зависит о педагогических и общекультурных условий, в которых он родился и живет. Целесообразно как можно более раннее вмешательство в стихийный процесс эстетического развития ребенка. Данное условие обосновано и аргументировано свойствами быстро развивающейся личности ребенка, его психофизиологическими и возрастными особенностями к восприятию развивающей информации различного уровня, к способности её практического освоения [12, с. 133].

«Отставание или отсутствие целенаправленного развития эстетических способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, его культурными и духовными ценностями, и как следствие появление чувства неполноценности, неуверенности в себе, не способности к взаимодействию с людьми в обществе, не адаптированности к условиям современной жизни»[1, с. 24].

Содержание работы

Введение 3

1. Теоретические аспекты обучения детей способам изображения животных 6

1.1. Эстетика о роли формирования навыков изображения животных в развитии детей дошкольного возраста 6

1.2. Психологическое обоснование индивидуальных особенностей детского рисунка ребенка 5-го года жизни 16

1.3. Анализ изучаемого вопроса в педагогической литературе 31

2. Экспериментальное исследование особенностей развития способностей в изображении животных на индивидуальных занятиях дошкольника 5-го года жизни 46

2.1. Педагогические условия развития изобразительных способностей у ребенка 5-го года жизни на индивидуальных занятиях 46

2.2. Экспериментальная работа по формированию навыков изображения животных на индивидуальных занятиях ребенка 5-го года жизни 50

2.3. Методика проведения и показатели формирующего эксперимента 57

2.4. Организация и анализ результатов контрольного этапа исследования 63

Заключение 68

Список литературы: 70

Приложение 75

Использованная литература

  1. :
  2. Апресян Г.З. Эстетическое восприятие и детская фантазия Мн.: НИО, 1999
  3. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 2001
  4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
  5. Башилов Я. А. Ребенок-художник. М., 1929
  6. Бехтерев В. М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. СПб., 1910
  7. Виноградова Н.Ф. Рисуем животный мир. Москва, "Просвещение", 2006
  8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991
  9. Дремов А.К. Эстетика творчества. - М.: Педагогика, 2001
  10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2000.
  11. Дмитриева Л. Г. Выявление творческого потенциала у детей и средства его активизации. М., 1982.
  12. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных, Москва, "Просвещение", 1995. Под ред. Виноградовой Н.Ф.
  13. Запорожец А.В. Значение последовательных возрастных периодов детства для общего хода формирования человеческой личности // Избранные психологические труды: В 2-х т.Т.1.Психологическое рзвитие ребенка. - М.,1986
  14. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961
  15. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими дошкольниками/А.П.Ершова, Е.А.Захарова, Т.Г.Пеня и др. - М.: Просвещение, 2001
  16. Исследование проблем психологии творчества. /Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 2003
  17. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. Я.И. Ковальчук М., «Просвещение», 1981
  18. Киященко Е.И. Дети в мире творчества. - М., 1995
  19. Котикова О.П. Эстетическое воспитание дошкольников: Программы кружков и факультативной деятельности. - Мн.: Універсітэцкае, 1998
  20. Краткий словарь по эстетике. Кн. Для учителя // Под ред. М. Ф.
  21. Овсянникова. М.: Просвещение, 2003
  22. Кушаев Н.А. Эстетическая одарённость: что это? М., 2002
  23. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1998
  24. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., 1983
  25. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1999
  26. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления о окружающим миром. - М.: Педагогика, 2004
  27. Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для пед.вузов. М.: ИЦ «Академия», 1999
  28. Ковалев А.Г. Воспитание чувств. - М.: Педагогика, 2001
  29. Киященко Е.И. Дети в мире творчества. - М., 1995
  30. Козлов В.И. Теория и методика обучения изобразительному искусству/ Примерная программа дисциплины «теория и методика обучения изобразительному искусству». М.: «Прометей» МПГУ, 2004
  31. Лабковская Г.С. Изобразительно творчество детей. - М. 2004
  32. Лихачев Б.Т. Простые истина воспитания.- М.: Просвешение, 1993
  33. Луначарский А.В. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1991
  34. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975
  35. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 2001
  36. Мелик-Пашаев А.А.., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995
  37. Мирошкина Р. Формирование выразительности в детских рисунках. //Дошкольное воспитание. 1988. - № 7
  38. Михайлова М. А. Развитие творческих способностей дошкольников. - Ярославль,2000
  39. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М., 1999
  40. Николаенко Д.Ф. Художественное творчество и ребенок М.: Педагогика,1992
  41. Неменский Б.М. Мудрость красоты.- М.: Просвещенне, 1987
  42. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология.- М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
  43. Печко Л.П. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. - М.: Флинта, 1999
  44. Полуянов Ю. А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982.
  45. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В. А. Вопросы психологии. № 5, 1994
  46. Психология художественного творчества: Хрестоматия / К.В. Сельченок. Мн., 1999
  47. Раева Л.А. Изобразительная деятельность дошкольников. М., 1999
  48. Рисование. Сб. статей. Л., Культурно-просветительное товарищество «Начатки знаний», 1927
  49. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973
  50. Рукавицын М.М. Формирование творческой инициативы у дошкольников в деятельности // - М., 2003
  51. Рыбников Н. Язык ребенка. - М.; Л., 1926.
  52. Салеев В.А. Проблема эстетического восприятия.- М., 1997
  53. Синюкова В. С. Формирование эстетического отношения детей к искусству. - М. 1995
  54. Степанов С. Тайна детского рисунка//М., 1997
  55. Силивон В.А. Природа детского рисунка (психолого-педагогический аспект): Монография. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000
  56. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Просвещение , 1973
  57. Сакулина Н. П. Руководство изобразительными занятиями в младшей группе. В кн.: Художественное воспитание малышей. М, 1941
  58. Система эстетического воспитания школьников. Под редакцией Герасимова С.А. М., 1983
  59. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. - М.:Дет.лит.,2005
  60. Теория эстетического воспитания школьников" М.: Просвешение, 1983
  61. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961
  62. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. 1947
  63. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1991
  64. Флерина Е. А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях. М., 1934
  65. Флерина Е. А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства. Труды Всероссийской научно-практической конференции по дошкольному воспитанию. М. Учпедгиз, 1949
  66. Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972
  67. Хрусталева Т.М. Художественная одаренность будущих учителей изобразительного искусства. Постановка проблемы. Психология. 2003, № 2.
  68. Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост. В. Глоцер. М.: Книга, 1987
  69. Чарушин Е.И. Психология творчества и педагогика. - М. Педагогика, 1996
  70. Чекунова Е.А. Педагогические условия формирования выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ростов н/д, 1996
  71. Щербаков В.С. Изобразительное искусство Обучение и творчество. М., 1998
  72. Шадриков С. Р. Духовные способности. М.: Магистр, 1996
  73. Шацкая В.Н. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т.Т.1/ Под ред. Н.П.Кузина, М.Н. Скаткина, - М.: Педагогика,1990
  74. Шорохов Е.В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979
  75. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста // Школа и жизнь. 1914.
  76. Шуберт А.М. Тесты на испытание словесного творчества детей // Детская речь / Под ред. Н.А. Рыбникова. М., 1927.
  77. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978
  78. Якобсон С.Г. Психологические проблемы эстетического развития детей. - М.: Педагогика, 1984


Другие похожие работы