Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Педагогика --> Развитие эмпатии к миру природы у детей старшего дошкольного возраста через музыкальные занятия

Развитие эмпатии к миру природы у детей старшего дошкольного возраста через музыкальные занятия

Москва

Дипломная по предмету:
"Педагогика"



Название работы:
"Развитие эмпатии к миру природы у детей старшего дошкольного возраста через музыкальные занятия"




Автор работы: Юлия
Страниц: 54 шт.



Год:2011

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

На современном этапе развития общества проблема воспитания межличностных отношений составляет одну из основных задач педагогики и психологии. Люди зачастую страдают недостатком коммуникативной культуры, проявляющейся как в характере собственных поступков, так и в неадекватном восприятии эмоциональных проявлений других людей, не сочувствии и не сопереживании. Чтобы воссоздать, выразить свои чувства и понять чувства другого, необходима развитая эмоциональная, чувственная сфера личности.

Изучением проблемы появления и развития эмпатии в дошкольном детстве занимались многие отечественные психологи (А.В. Запорожец, Л.П. Стрелкова, В.В. Абраменкова, А.А.Рояк, А.Б. Николаева, Т.П. Гаврилова и др.). Исследования показали, что в дошкольном детстве закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности.

Подчеркивая значение эмоциональных факторов в онтогенезе, Л.С. Выготский писал: "Жизненный путь личности - это история ее переживаний". Эмоциональный опыт современного ребенка (опыт его переживаний) может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его жизнь, настоящую и будущую. Современные научные данные убедительно показывают, что результатом положительно направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми, что обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Преимущественно негативный эмоциональный опыт, напротив, приводит к развитию недоверия к миру, отчуждения и нередко провоцирует агрессивные проявления.

На сегодняшний день, вопрос о выборе методов и средств развития эмпатии является особенно актуальным.

Современной педагогической наукой предлагаются различные средства развития эмпатии: специально организованные музыкальные занятия (А.Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская, О.П. Радынова), слушание сказок и художественных рассказов (Л.М.Гурович, Л.П. Стрелкова), знакомство с природой (Р.М. Чумичева, Н.Н. Николаева, Н.А. Рыжова), рисование (Т.С. Комарова). Все это способствует развитию у дошкольника эстетических переживаний и чувства красоты.

Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Содержание работы

Введение 2

1 Теоретическое обоснование развития эмпатии старших дошкольников через музыку 5

1.1 Развитие эмпатии дошкольников к природе 5

1.2 Особенности развития восприятия дошкольника через музыку 12

2 Практическое изучение развития эмпатии к миру природы у старших дошкольников 19

2.1 Организация исследовательской деятельности по изучению восприятия мира природы у детей старшего дошкольного возраста 19

2.2 Формирование эмпатийного отношения к природе посредством музыки 25

2.3 Результаты исследования эмпатии дошкольников 33

2.4 Рекомендации по развитию эмпатии к миру природы через музыкальное восприятие дошкольников 36

Заключение 40

Литература 44

Приложение 1 48

Приложение 2 49

Приложение 3 53

Приложение 4 55

Приложение 5 56

Использованная литература

  1. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании /Б. В. Асафьев. Ленинград: Музыка, 1973.
  2. Астафьев Б. О музыке Чайковского. – Л.: Музыка, 1972. - 375 с.
  3. Андреева Е.М. Формирование творческой личности младших школьников на примере музыкальных занятий //Шестая российская университетско-академическая науч.–практ. конф.: Материалы докладов. Ижевск, 2003. - С.112-113.
  4. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки.- М.: «Музыка», 1923.-125 с.
  5. Васильева Е.Н. К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста// Вопросы психологии. – 2005. - №3. – С.15-25
  6. Ветлугина Н.А.Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.-240с.
  7. Ветлугина Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1989-270с.
  8. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребёнка / Н. А. Ветлугина. – М., 2003.
  9. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. - М.: Музыка, 1980 - 256 с.
  10. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
  11. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста. Дис.… канд. псих. наук. – М., 2007.
  12. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
  13. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 “Педагогика и психология (дошк.)”. В 2 ч. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – 2-е изд; испр. и доп. – М.: Просвещение, 2007. – 256 с
  14. Кабалевский, Д. Б. Педагогические размышления / Д. Б. Кабалевский. – М., 2006.
  15. Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Дис. …канд. псих. наук. – Н. Новгород, 2007. – 137 с.
  16. Леонтьев А.Н.Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Подред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. М., 2003.
  17. Ларищева О.С. Развитие эмоциональной сферы, как один из путей формирования творческой индивидуальности детей. - http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/interesnyiy-pedagogicheskiy-opyit/news1482.html. - дата доступа: 13.02.2011
  18. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с.
  19. Матвеева Р.А. Восприятие музыки детьми раннего возраста// Вестник ТГПУ. 2008. Выпуск 2 (76) – с.26-29
  20. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного общения// Прикладная психология. – 2006. -№4. – С. 54–63.
  21. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. - Киев: Музична Украина, 1986. - 126 с.
  22. Назайкинский, Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания /Е. В. Назайкинский // Восприятие музыки. – М., 1980. – с.91
  23. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2006. - 240 с.
  24. Общая психология / сост. е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 1998. – с.221
  25. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема.- Киев: Музична Украина, 1975. - 286 с.
  26. Павлов, И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных. Изд. 6-е / И. П. Павлов. – М., 1938. – с.565
  27. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника // Вопросы психологии.- 1986.- № 1.- 102-104с.
  28. Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" для средних общеобразовательных учебных заведений/Под ред. Б. Неменского авторским коллективом: В.Г. Горяев, Н.А. Горяева, Г.Е. Гуров, А.А. Кобозев, М.Т. Ломоносова, Л.А. Неменская, А.С. Питерских.
  29. Радынова О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания// Дошкольное воспитание.-2004.-№ 2-24-30с.
  30. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова. – М.: ВЛАДОС, 1994.
  31. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга. Т. 2. – Произвольные движения /И. М. Сеченов. – М.: Учпедгиз, 1953. – с.77.
  32. Смирнова М. Система воспитания Древнего Востока и современность / Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы истории, теории, психологии, методологии // Научно-практическая конференция 25–29 октября 1994 г. М., 1997 РАМ им. Гнесиных. – с.106
  33. Сорокоумова С.Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников с задержкой психического развития к сверстникам через оптимизацию детско-родительских отношений. Дис.… канд. псих. наук. – Н. Новгород, 2005. – 346 с.
  34. Стрелкова Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М.,2006. – С. 70–100.
  35. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. – М., 1988.
  36. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Наука, 2003-379с.
  37. Шумакова, А. В. Мир музыки и ребёнок в нём / А. В. Шумакова // Ребёнок в мире культуры / под общ. ред. Р. М. Чумичевой. – Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 2008.
  38. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 2003. – 304 с.


Другие похожие работы