Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Экономические --> Предпринимательство (Малое, среднее и крупное) --> Современные тенденции развития малого предпринимательства в регионах.

Современные тенденции развития малого предпринимательства в регионах.

МГУ (г.Москва)

Реферат по предмету:
"Предпринимательство (Малое, среднее и крупное)"



Название работы:
"Современные тенденции развития малого предпринимательства в регионах."




Автор работы: Ольга
Страниц: 22 шт.



Год:2008

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

1. Малое и среднее предпринимательство как фактор регионального развития

Сегодня малые и средние предприятия (МСП) являются не¬обходимым элементом здоровой экономики и выполняют в ней ряд жизненно важных функций. Оказалось, что в условиях ди¬намичного прогресса технологий и изменчивой конъюнктуры рынка крупные предприятия в принципе не могут успешно функционировать без дополняющей системы малого и среднего бизнеса, развитие которого во многом способствует решению как региональных, так и общенациональных проблем [4, с. 16].

В системе рыночных отношений малый и средний бизнес выступает как форма предпринимательской деятельности, ха¬рактеризующаяся такими отличительными особенностями, как размер, численность работающих, отраслевая принадлеж¬ность. К малому бизнесу относят фирмы, которые имеют независимую собственность, обладают хозяйственной самостоя¬тельностью и не доминируют в своей сфере деятельности. Боль¬шинство зарубежных исследователей к малым причисляют фирмы, где занято не более 500 человек, а объем продаж не превышает 20 млн дол. Однако эти показатели достаточно услов¬ны. Так, в Великобритании отнесение предприятий к субъек¬там малого бизнеса основывается на данных оборота и числен¬ности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 человек, к мелким - от 25 до 99. В обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 человек, а годовой обо рот до взимания налогов ниже 200 млн франков. Причем в рал личных отраслях экономики размер фирмы оценивается по разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 человек считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности 500 человек.

В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа французской, однако там действуют еще и такие показатели, как садии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 человек и ежегодным оборотом менее 1 млн евро [14, с. 12].

В России также разработана государственная политика и отношении частного предпринимательства и поддержки частного бизнеса, при этом под субъектами предпринимательской деятельности понимаются малые и средние предприятия, а так же индивидуальные предприниматели. Следует отметить, что к средним относят предприятия, которые по численности paботников подпадают под классификацию «малые», однако имени больший финансовый оборот. Поскольку в РФ нет критерия деления предприятий по финансовому обороту, то часть предприятий можно отнести к категории «сред¬ние», что делает понятие «малый и средний бизнес» более ши¬роким по своей сути, чем понятие «малое предприятие», хотя в РФ четкого официального разграничения этих понятий до сих пор нет.

Таким образом, малый и средний бизнес представляет собой весьма неоднородную экономическую среду. Учитывая его ог¬ромную роль в экономическом потенциале региона и существую¬щие сложности на начальном этапе его развития, многие страны считают нормой государственное поощрение малого и среднего бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сво¬дится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мел¬ким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ре¬сурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Госу¬дарство призвано в первую очередь создать такой правовой и эко¬номический климат, который позволит малому и среднему бизнесу не только удержаться «на плаву», но и расти, набирать силу. Повсюду - в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточ¬ной Азии и Латинской Америки - мелкое и среднее предприни¬мательство находит широкую поддержку. Восточноевропейские державы по причине нехватки финансовых средств, как прави¬ло, поддерживают только малые предприятия [7, с. 34].

В последние 10-15 лет МСП стали прилекать к себе все бо¬лее пристальное внимание как исследователей, ученых-эконо¬мистов, ученых-регионоведов, так и политиков в разных стра¬нах. Широкое признание получает способность предприятий малого и среднего бизнеса вносить существенный вклад в реше¬ние проблем занятости и повышения конкурентоспособности целых отраслей. В связи с этим усиливается интерес как к изу¬чению малых фирм и особенностей управления малым бизне¬сом, так и к анализу воздействия его развития на состояние ре¬гионов.

В целом преимущества развитого малого и среднего пред¬принимательства сводятся к следующему [6, с. 80]:

- развитие МСП увеличивает число собственников, а зна¬чит, способствует формированию среднего класса - главного га¬ранта политической стабильности в регионе и в демократичес¬ком обществе в целом;

- стимулирование МСП обеспечивает гибкость и повышен¬ную инновационную восприимчивость региональной экономики, поскольку именно малый и средний бизнес способен наибо¬лее чутко и оперативно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры и потребительского спроса;

- рост малого и среднего предпринимательства означает рост доли экономически активного населения в регионе, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп и регионов;

- развитие малого и среднего бизнеса приводит к селекции наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится школой самореализации;

- развитие МСП ведет к созданию новых рабочих мест, что способствует решению проблемы занятости в регионе;

- стимулирование МСП ведет к увеличению производства товаров и услуг в регионе, обеспечивая тем самым рост ВРП, что приводит к ускорению социально-экономического развития ре¬гиона в целом;

- развивая собственный бизнес, предприниматель, даже с ограниченным формальным образованием, формирует необходимые для работы на рынке навыки, повышает или изменяет свою квалификацию, что является стимулом развития трудового потенциала (человеческого капитала) региона;

- стремясь выжить в конкурентной борьбе, МСП чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты, инвестируя собственные средства в разработку и внедрение технологическх, технических и организационных новшеств, что стимулирует инновационную активность в регионе;

- из недр малого бизнеса нередко вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства, поскольку МСП зачастую берутся осваивать рынки, недостаточно емкие или перспективные с точки зрения крупной компании;

- развитие малого и среднего предпринимательства означает мобилизацию материальных, финансовых и природных ресурсов региона, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;

- развитый сектор МСП улучшает взаимосвязи между рам личными секторами экономики и регионами, тем самым повышая мобильность и эффективность использования ресурсов.

В мире, по данным ООН, МСП являются работодателями почти для 50 % трудоспособного населения всего мира, при этом объем производства в сфере малого и среднего бизнеса в различных странах составляет от 33 % до 66 % национального продукта. Ма¬лое и среднее предпринимательство является важной составляю¬щей экономики любого региона. Так, в развитых странах с рыноч¬ной экономикой удельный вес ВВП, производимого МСП в общей величине ВВП страны, превышает во всех государствах 50 %. Наи¬больший показатель - в странах Европейского союза (от 63 до 67 %). По показателю количества малых и средних предприятий на 1000 жителей лидируют Соединенные Штаты Америки-74,2 ед. Значительный удельный вес занятых в малом и среднем бизнесе в общей численности занятых - от 46 % (Германия) до 78 % (Япония) - еще раз подтверждает существенную роль малого бизнеса в экономическом потенциале развитых стран [11].

Содержание работы

1. Развитие зон предпринимательства .. 2

2. Малое и среднее предпринимательство как фактор регионального развития . 12

Список литературы 20

Использованная литература

  1. Аборнева О. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства (регион. аспект) // Пробл. теории и практ. упр. - 2004. - N 2. - С.111-117.
  2. Айказин А. Малое предпринимательство: о реальных инвесторах и выборе (поиске) инвестиционных проектов // Российский экономический журнал. - 1998. - N 3. - С.53-57.
  3. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 192с.
  4. Аккерман Е. Мозги за прилавок? // Экономика и жизнь. - 2003. - Апр. (N 16). - С.1.
  5. Андреева И. О критериях выделения малого и среднего бизнеса / И.Андреева, К.Павлов // Общество и экономика. - 2007. - N 7. - C.62-79.
  6. Анпилов А.И. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике // Актуал. пробл. совр. науки. - 2006. - N 6. - С.14-22.
  7. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления // Рос. экон. журн. - 2003. - N 2. - С.59-65.
  8. Афанасьев В. Малое предпринимательство в решении проблемы занятости / В.Афанасьев, Е.Крылов // Рос. экон. журн. - 2006. - N 10. - С.40-46.
  9. Балацкий Е. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования / Е.Балацкий, А.Потапова // Экономист. - 2001. - N 4. - С.45-54.
  10. Баранова И.В. Финансовое регулирование развития малого предпринимательства (на примере Сибирского региона) / И.В.Баранова, Н.В.Фадейкина. - Новосибирск, 2000. - 140с.
  11. Волков Н.Г. Малые предприятия. Упрощенная форму бухгалтерского учета: Метод. рекомендации. - М., 1991. 175 с.
  12. Гринберг А.Г. Региональный разрез экономической реформы // Экономика и жизнь, 2002. - № 39. - С. 6; № 40. - С. 14, 15
  13. Лексин H В., Андреева Е., Ситников А., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Что такое региональная политика, зачем она нужна и есть ни она у нас? // Рос. экон. журн. 2003. № 9. С. 49-63.
  14. Гринберг А. Г. Региональная экономика и региональная наука в России // Регион: Экономика и социология. 2004. - № 1. - С. 7-27.\
  15. Ичитовкин Б.Н. Малые формы хозяйтвования. - М., 2001. - 197с.
  16. Селиверстов В. Е. Современные тенденции региональной Политики и России // Регион: Экономика и социология. 2005. М. - С. 21-38.
  17. Всероссийская конференция по экономическому развитию Сибири. Новосибирск, 8-11 июня 1993 // Регион: Экономика и социология. - 2003. - № 2-3. - С. 3-111.
  18. Шахрай С. М. Региональная политика России: состояние и Перспективы // Регион: Экономика и социология. 2004. № 2. - С. 31-45.
  19. Лившиц А. Я., Новиков А. В., Смирнягин Л. В. Региональная стратегия России // Регион: Экономика и социология. 2004. № 3. - С. 27-56.
  20. Ларина Н. И. Задачи и методы региональной политики в странах рыночной экономики // Регион: Экономика и социология. - 2004. - № 4. - С. 146.
  21. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги: учеб. пособие / под ред. В.Я.Горфинкеля, В.А.Швандара. - М., 2001. 357 с.
  22. Малый бизнес: выход из экстремальных ситуаций / Р.Брюк, Е.В.Калинкин, Ж.Виане, Д.Десхулместер. - М., 2001. 214 с.
  23. Ноздрачев А.Ф. Применение законодательства о малом предпринимательстве / А.Ф.Ноздрачев, Е.А.Павлодский. - М., 1992. - 156с. - (Финансы и бизнес)
  24. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России: Аналит. сб. - М., 2001. 384 с.
  25. Программа правительства РФ: реформы и развитие российской экономики в 200-2007 годах // Вопр. экономики. 2005. - № 4. - С. 67-160.
  26. О концепции региональной политики: Материал о заседаний Государственной думы // Экономист. 2005. № 4. С. 19-22.
  27. Гранберг А. Г. Региональная политика в программах экономических реформ // Федерализм и региональная политика. Вып. 1. - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2005. - С. 7-52.
  28. Львов Д. Курс социально-экономического возрождения России // Рос. экон. журн. 2004. № 1. С. 48-62.
  29. 29 . Основные положения региональной политики в Российской Федерации // Рос. газ. 2006. 9 апр.
  30. 30 . Ларина Н. И., Бауман Л. А. Региональная политика субъектов Федерации: Региональная политика в Европе: Методическое пособие по спецкурсу. Вып. 1. Новосибирск: Изд-во НГУ,2003. С. 55.
  31. 31 Территориально-производственные комплексы: Нижнее Приангарье. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1992. С. 277-327.
  32. 32 Ларина Н. И. Международный семинар «Региональная промышленная переструктуризация» // Изв. СО РАН. Регион: Экономика и социология. 1992. № 3. С. 73, 74.
  33. 33 Евсеенко А. В, Зверев В. С. Процессы регионального научно-технического развития. Новосибирск: ИП СО РАН, 2003. - С. 216.
  34. 34 Энциклопедия малого бизнеса: в 5 блоках: в 25 кн.: учеб. пособие: пер. с англ. - М., 2003


Другие похожие работы