Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Экономические --> Предпринимательство (Малое, среднее и крупное) --> Правовой режим малого предпринимательства в РФ

Правовой режим малого предпринимательства в РФ

МГЮА

Курсовая по предмету:
"Предпринимательство (Малое, среднее и крупное)"



Название работы:
"Правовой режим малого предпринимательства в РФ"




Автор работы: Юлия
Страниц: 33 шт.



Год:2008

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Субъекты малого предпринимательства по сравнению с другими хозяйствующими субъектами нуждаются для своего развития в мерах государственной поддержки. Причины их незащищенности заключаются в ограниченных размерах материальных ресурсов, отсутствии достаточного количества квалифицированных кадров, в сложностях привлечения кредитов, а главное - в наличии существенных административных барьеров, пока еще стоящих на пути малого бизнеса .

В данной ситуации существенная роль в реализации положений действующего федерального закона принадлежит отдельным субъектам Федерации. К настоящему времени более 55 субъектов приняли свои региональные законы. Наиболее показательный опыт по разработке закона о поддержке малого предпринимательства сложился в Москве.

Закон г. Москвы "Об основах малого предпринимательства в Москве " был принят в 1995 г. и установил основные условия деятельности субъектов малого предпринимательства в границах Москвы, определил направления поддержки, оказываемой им органами власти города Москвы за счет городских средств и ресурсов. Он оказался достаточно эффективным.

В дальнейшем этот закон подвергся существенным изменениям. Наиболее важные из них коснулись определения критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства и условий предоставления органами власти г. Москвы преимуществ при их поддержке.

Изменения коснулись также порядка организационного обеспечения поддержки малого бизнеса и финансирования городских программ поддержки и развития предпринимательства. Так, из источников финансового обеспечения исключены средства от приватизации имущества, принадлежащего Москве. Была отменена норма о том, что объем ежегодных бюджетных ассигнований на цели развития и поддержки малого предпринимательства предусматривается на уровне не менее 0,5% от проектируемых доходов городского бюджета. Вместо этого включено положение о том, что объем таких ассигнований, устанавливается законом г. Москвы на соответствующий финансовый год.

Гарантией стабильности действия закона г. Москвы является содержащееся в нем положение, согласно которому от введения в действие законодательного или нормативного акта г. Москвы до внесения в него изменений, которые могут создать менее благоприятные условия для деятельности субъектов малого предпринимательства, должно проходить не менее года.

В соответствии со ст. 4 закона государственная политика в области поддержки и развития малого предпринимательства в Москве осуществляется в соответствии с городскими программами развития и поддержки предпринимательства. За период с 1995 по 2005 гг. в Москве было принято и реализовано несколько таких программ. Традиционно важное место в таких программах уделяется совершенствованию нормативно-правовых условий деятельности малого предпринимательства.

В ходе реализации комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства в Москве созданы основные объекты городской и территориальной инфраструктуры поддержки малых предприятий, которые обеспечивают предпринимателей различными видами помощи и услуг. Учитывая опыт работы общегородского центра поддержки малого предпринимательства, в целях дальнейшего развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, обеспечения исчерпывающими информационными, консультационными и аналитическими услугами юридических и физических лиц малого предпринимательства в Москве и повышения эффективности управления процессом развития малого предпринимательства на окружном и районном уровнях Правительство Москвы утвердило постановление от 18 декабря 2001 г. № 1141-ПП "О создании общегородской системы центров развития предпринимательства в г. Москве ".

Постановлением была утверждена представленная Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы Концепция создания общегородской системы центров развития предпринимательства в Москве, направленная на интеграцию существующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на территории города и развитие ее недостающих элементов с учетом как отечественного, так и международного опыта в этой сфере.

Отдельным законом г. Москвы от 16 июня 1999 г. "О ремесленной деятельности в городе Москве" регулируются отношения, возникающие при осуществлении ремесленной деятельности в городе как составной части малого предпринимательства, имеющей приоритетное право на получение поддержки со стороны московских органов власти.

Закон направлен на возрождение традиций ремесленной деятельности, являющейся средством удовлетворения потребностей города в производимых ремесленниками товарах, работах и услугах. Целью Закона является установление правовых основ организации и деятельности ремесленников на территории города Москвы, защита прав потребитеей продукции ремесленников.

Законодательный опыт Москвы может быть использован другими субъектами Федерации, так как в большинстве случаев региональное законодательство лишь более или менее полно копирует федеральный закон, крайне редко привнося в него какую-либо местную специфику или конкретизируя его положения, а иногда носит вид чисто формального акта.

Все сказанное выше свидетельствует о том, что в настоящее время настала острая необходимость внесения существенных изменений в федеральное законодательство о малом предпринимательстве.

Глава 2. Правовой статус субъектов малого предпринимательства

Если Закон № 88-ФЗ регулирует только сферу деятельности малого предпринимательства, то Закон № 209-ФЗ вводит такую новую для российского законодательства категорию, как "среднее предпринимательство".

Как сказано в пояснительной записке к проекту федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", мировой, в том числе европейский, опыт показывает, что для развития экономики среднее предпринимательство имеет не меньшее значение, чем малое.

Кроме понятия "среднее предпринимательство", Законом № 209-ФЗ введена еще одна категория - "микропредприятия".

Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства после вступления в силу Закона № 209-ФЗ будут разделены на три категории:

- на микропредприятия - со средней численностью занятых не более 15 человек;

- на малые предприятия - со средней численностью от 16 до 100 человек;

- на средние предприятия - со средней численностью от 101 до 250 человек.

Такая дифференциация предприятий регламентирует различные правовые условия для регулирования деятельности различных категорий предприятий, а также для предоставления льгот и преференций, различающихся в зависимости от категории предприятия. Следует отметить, что законодатель не включил в Закон № 209-ФЗ положения о дифференцированных максимальных значениях средней численности для различных видов деятельности.

Закон № 209-ФЗ уточнил круг субъектов, относящихся к малому и среднему предпринимательству.

Так, с 1 января 2008 года к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

- юридические лица, внесенные в Едины государственный реестр юридических лиц:

- кооперативы;

- коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий;

- физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

- крестьянские (фермерские) хозяйства .

При этом вышеуказанные организации и физические лица должны удовлетворять следующим критериям:

- для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) этих юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.

В отличие от аналогичных положений Закона № 88-ФЗ новый нормативный акт вводит ограничение к участию в уставном капитале малых и средних предприятий в отношении муниципальных образований, иностранных юридических лиц, а также иностранных граждан .

Содержание работы

Содержание

Введение 3

Глава 1. Правовой режим малого предпринимательства 5

1.1. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства на федеральном уровне 5

1.2. Правовое регулирование малого бизнеса на уровне субъектов РФ 14

Глава 2. Правовой статус субъектов малого предпринимательства 17

Глава 3. Государственная поддержка малого предпринимательства в России 22

Заключение 30

Список литературы 33

Введение

Конституция Российской Федерации (далее - РФ) закрепляет право каждого гражданина свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Таким образом, свободное осуществление предпринимательской деятельности является элементом конституционного принципа экономической свободы.

Значение малого предпринимательства для развития современной экономики России трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. Как справедливо отмечает И.А. Ляшевич, в секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса .

Общественно-политическая роль малого бизнеса в России признана государством. На необходимость развития малого бизнеса в стране указано в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию, а именно: "Малый бизнес важен для страны в целом. В этой связи хочу обратиться к региональным властям. Ваша поддержка малому бизнесу сегодня абсолютна необходима. Решения федеральных властей по-настоящему заработают лишь при наличии реальных действий на территориях России" .

Государственная поддержка и регулирование малого бизнеса - необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации и потребителя - от недобросовестных продавцов или поставщиков товаров и услуг. Для того чтобы такое регулирование было эффективым и не сопровождалось негативными явлениями, необходимо наличие факторов, сдерживающих неизбежные тенденции к бюрократизации всякого государственного регулирования и превращению его из эффективного элемента государственной политики в чиновничью "кормушку".

Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики и имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения .

Необходимо отметить, что для стимулирования развития малого бизнеса государство может использовать только косвенные методы государственного регулирования, то есть экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. Нормативно-правовой основой осуществления названных мер является Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в редакции от 18.10.2007 г., далее - Закон № 209-ФЗ), который вступил в силу с 1 января 2008 г. Отдельные положения этого Закона вступают в силу в иные сроки. Федеральный закон от 14.06.95 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" с этой даты утратил силу.

На настоящем этапе изучение основ малого предпринимательства в условиях рыночной экономики, формирующихся в России, мне представляется наиболее актуальным и значимым. Это доступно исключительно при всестороннем и полном изучении и анализе основных аспектов правового регулирования малого предпринимательства в России, государственных гарантий субъектам малого предпринимательства.

Глава 1. Правовой режим малого предпринимательства

1.1. Нормативно-правовое регулирование

малого предпринимательства на федеральном уровне

Главным в правовом регулировании малого бизнеса является полнота, всесторонность и эффективность правового регулирования, что в настоящее практически отсутствует.

Предпринимательство в целом (и малое в том числе) регулируется различными отраслями права. При этом упоминание о малом предпринимательстве встречается только в ст. 59 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) и в ст. 18 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ).

До вступления в силу (за исключением отдельных положений) с 1 января 2008 года Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 209-ФЗ) сфера развития и поддержки малого предпринимательства регулировалась Федеральным законом от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 88-ФЗ).

Однако к настоящему времени положения этого нормативного акта во многом устарели и пришли в несоответствие с условиями функционирования российской экономики и современным законодательством. Кроме того, ряд положений Закона № 88-ФЗ был отменен, в результате чего этот Закон практически перестал применяться на практике, что определило необходимость принятия нового, актуального и способствующего эффективному развитию экономики нормативного акта .

Более того, в связи с развитием внешнеэкономических отношений возникла необходимость обеспечения сопоставимости законодательств Российской Федерации и стран Европейского союза.

Все эти причины легли в основу принятия Закона № 209-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Суть концепции Закона № 209-ФЗ заключается в совершенствовании государственной политики поддержки, направленной на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Целью принятия Закона № 209-ФЗ является создание нормативно-правовых рычагов и механизмов, с помощью которых обеспечивалось бы создание благоприятных условий для осуществления субъектами малого и среднего бизнеса предринимательской деятельности, обеспечения конкурентоспособности малых и средних предприятий, увеличения их количества, развития самозанятости населения, увеличения доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ, услуг в ВВП, в налоговых доходах бюджетов всех уровней .

Закон № 209-ФЗ устанавливает следующие особенности правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства:

- специальные налоговые режимы;

- упрощенные правила ведения налогового учета;

- представление налоговых деклараций по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам;

- упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

- упрощенный порядок составления статистической отчетности;

- особенности приватизации государственного и муниципального имущества;

- формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);

- меры финансовой поддержки;

- меры для развития инфраструктуры поддержки;

- иные меры, обеспечивающие реализацию целей Закона № 209-ФЗ.

Закон № 209-ФЗ впервые четко разграничивает полномочия в области развития малого и среднего предпринимательства между тремя уровнями власти - федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Федеральный закон от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в ст. 6 закреплял только перечень полномочий федеральных органов исполнительной власти.

Ведущая роль в системе органов, призванных регулировать деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, принадлежит Федеральному Собранию Российской Федерации. Именно федеральный представительный орган принял Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ, в котором определил понятие и цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, принципы, приоритетные направления, формы и виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, именно Федеральное Собрание РФ при утверждении федерального бюджета должно контролировать достаточность средств, выделенных на осуществление мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также утверждать отчет об использовании средств федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства

Осуществлять государственную политику в сфере развития малого и среднего предпринимательства призваны исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. При этом ведущее место в структуре федеральных органов исполнительной власти занимает Правительство РФ, компетенция которого определена Конституцией РФ, а также Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве РФ".

Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 14 и 15 названого закона Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации регулирование экономических процессов;

2) обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

3) прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

4) вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

5) осуществляет управление федеральной собственностью;

6) разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

7) осуществляет общее руководство таможенным делом;

8) принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

Использованная литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I // Российская газета. 1994. № 238, 239.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.98г. № 146-ФЗ (в ред. от 10.01.2000г.). СПб.: Питер, 2002.
  3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.00г. № 117-ФЗ (в ред. от 04.12.07)
  4. Федеральный закон РФ от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 30.06.03)
  5. Федеральный закон от 24.07.07г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»
  6. Федеральный закон РФ № 127-ФЗ от 08.01.98г. «О несостоятельности (банкротстве)»
  7. Федеральный закон от 29.12.1995 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»
  8. Федеральный закон от 31.07.1998 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»
  9. "Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 - 2001 гг." (одобрена Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 121) // СЗ РФ. 2000. № 8. Ст. 959.
  10. Постановление Правительства РФ от 04.12.95 № 1184 «О федеральном фонде поддержки малого предпринимательства» (в ред. от 27.11.2000)
  11. Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1583.
  12. Приказ Минфина РФ от 22.02.1996 № 18 «О форме книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности»
  13. Письмо МНС России от 04.06.02 №22-1-15/801-Ф491
  14. Закон г. Москвы «Об основах малого предпринимательства в Москве» 1995г. // Вестник мэрии Москвы. 1995. № 15.
  15. Постановление Правительства г. Москвы от 18 декабря 2001 г. № 1141-ПП «О создании общегородской системы центров развития предпринимательства в г. Москве» // Вестник мэрии Москвы. 2002. № 3.
  16. Анализ финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий / Аналитические материалы. М.: Информационно-аналитический центр МЦРП, 2004.
  17. Антишина М.А. Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. № 11. ноябрь 2007.
  18. Вахрушина М.А., Пашкова Л.В. Учет на предприятиях малого бизнеса. 2006.
  19. Ибадова Л.Т. Комментарий к Федеральному закону "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (постатейный). М.: ЗАО "Юстицнформ", 2006.
  20. Ибадова Л.Т. Некоторые правовые проблемы понятия субъекта малого предпринимательства // Государство и право. 2005. № 9.
  21. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. М., 2006.
  22. Использование эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации: состояние, направление развития. М., 2003.
  23. Карпов В.В., Лукина Я.В. Малые предприятия 2005: Практическое пособие. М.: Экономика и финансы, 2005.
  24. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 2005.
  25. Ляшевич И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Журнал российского права. 2006. № 5.
  26. Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства в Москве: Информационно-справочное пособие. Серия "Бизнес Тезариус". М., 2002.
  27. Официальный сайт поддержки малого бизнеса в России: http://www.littlebusiness.ru
  28. Правовые новости от 01.04.08 (Финансы)
  29. Предпринимательское право РФ / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: Юристъ, 2005.
  30. Подгорная Ю.А., Смагина И.А. Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (экономико-правовой). Система ГАРАНТ, 2008.
  31. Пыхтин С. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства // Законность. 2003. № 1.
  32. Толкачев А.Н. Российское предпринимательское право. Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во "Экзамен", 2003.
  33. Фильченко Д.Г., Ященский М.В. Государственные гарантии субъектам малого предпринимательства // Право и экономика. 2003. № 4.
  34. Хвориков В. "Новый Закон о малом бизнесе: прорыв или возвращение к истокам" (интервью с В. Корочкиным, генеральным директором Научно-производственной корпорации "НК.Лтд", вице-президентом общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России") // Расчет. № 9. сентябрь 2007.


Другие похожие работы